Томас и Сима. Жили такие врачи

Врачи на первомайской демонстрации. Конец 1950-х гг. Томас Карстен – в центре.

Врачи на первомайской демонстрации. Конец 1950-х гг. Томас Карстен – в центре. Фото из архива Е. Казаковой. Коллектив инфекционного отделения, 1965 г. Томас Карстен – в центре. Фото предоставила Г. Пугачева. Фотографий Серафимы Фёдоровны, к сожалению, не нашлось.

В редакцию "Неперми" позвонила читательница, которая рассказала о том, что на местном кладбище увидела неухоженную могилу врачей Томаса и Серафимы Карстенов и попросила написать о них, возмутившись тем, что память о первоклассных специалистах в Березниках не хранят. Увы, звонившая контактов не оставила.

Мы начали поиски информации о супругах Карстенах с архива Краевой больницы им. Вагнера, в состав которой вошла городская больница №1, где работал Томас Карстен (а где работала его супруга Серафима, на тот момент было неизвестно). Как ни странно, но в  архиве больницы ничего не нашлось. Мы обратились в городской архив, где получили короткую справку о врачах, за что спасибо специалистам учреждения. Также мы искали информацию о Карстенах в интернете: списки репрессированных, данные о бойцах Великой Отечественной войны (по возрасту супруги вполне могли быть призваны на фронт), соцсети – везде пусто. Спустя год после того звонка мы через газету попросили наших читателей рассказать о Карстенах хоть что-нибудь, и дело сдвинулось.

Хороший доктор

Из материалов архива мы узнали: Томас Тобиасович Карстен родился в 1919 г. Окончил лечфак Тбилисского медицинского института по специальности врач лечебник. Как попал в Березники – никто не знает, но наши собеседники предполагают, что его сослали на Урал: он – этнический немец (аналогичная ссылка, например, выпала на долю Е. Вагнера ). С 1950 г. почти тридцать лет Томас Анатольевич, именно так его звали березниковцы, заведовал инфекционным отделением горбольницы, имел медаль "Ветеран труда", состоял в совете по физкультурно-массовой и спортивной работе при горздравотделе. Спорт любил: по утрам посещал бассейн, хорошо играл в настольный теннис. Был мужчиной видным, высоким, хорошо одевался. Таким помнят его коллеги по «инфекционке». Кстати, одной из первых в редакцию позвонила Евгения Ивановна Казакова , она работала с Томасом и Серафимой недолго, но докторов запомнила хорошо:

– Томас Карстен – хороший доктор. С ним я работала меньше полугода после окончания медучилища в 1959 году. У нас в палате лежал сын Карстена – Алик – изнеженный, но симпатичный мальчишка. Неделю я ставила ему капельницы и уколы. Супругу Томаса – Серафиму Фёдоровну – узнала позже, когда работала в стоматполиклинике. Она была завотделением. Характер у неё – сильный, властный. Оба они были уже были в возрасте.  

В тяжёлых случаях

Серафима Карстен училась в Москве. В Березниковскую стоматологическую больницу устроилась в 1967 г. Как и её супруг, она работала врачом до пенсии и после. Имела медаль "За доблестный труд". Опытный, квалифицированный врач-хирург, много лет заведовала отделением взрослой стоматологии. Свой большой опыт передавала студентам Пермского мединститута. Вот что рассказала одна из них, Нэля Николаевна Потеха :

– Встреча с Серафимой Фёдоровной была судьбоносной. В 1971 году я приехала на практику в Березники. Серафима работала заведующей лечебным отделением и в кабинете удаления зубов. Она, ас, с удовольствием делалась опытом. Окончив пятый курс, я вернулась в березниковскую стоматполиклинику детским врачом. Позже в детском отделении появилась вакансия заведующего. Взяли меня. Я удивилась, ведь не проработала там и года. Позже узнала – меня рекомендовала Серафима Карстен. Я проработала заведующей 30 лет и прекрасно помню Серафиму Фёдоровну: грубоватый голос, всегда говорит правду, отстаивает своё мнение. Она пользовалась огромным уважением, к ней обращались в самых тяжёлых случаях.

Статная дама и эпикуреец

О характере Серафимы Карстен были и недоброжелательные звонки, говорили так: "злой врач". Коллеги и друзья семьи просят не путать злобу с прямолинейностью.

– Серафима Фёдоровна политесы с пациентами не разводила, общалась строго, но дело своё знала. Была очень ухоженная, статная дама с причёской, маникюром, макияжем, прекрасно одетая. Хорошо говорила, держала себя, долго присматривалась к людям, была избирательна. Мы хорошо общались, я – молодой доктор, многого не умела, она подсказывала и помогала. Это был 1983 год, и Серафима уже работала неполную ставку, приходила только по вечерам, – вспомнила Галина Орлова , заместитель главврача по лечебной работе Березниковской стоматологической поликлиники.

Галина Пугачева знала Томаса и Серафиму Карстен с детства. Семья врачей помогала её тёте Лене – фельдшеру инфекционного отделения:

– Мы жили в одном доме на ул. Пятилетки, 40 ( сейчас там аптека – Прим. ред ). Тётя одна поднимала двоих детей. Томас Анатольевич устраивал ей дежурства, чтоб зарплата была побольше, одалживал денег. Он был умный, мягкий человек с обволакивающим голосом. Тётя Сима – как Римма Маркова в "Покровских воротах" – "Резать к чёртовой матери, не дожидаясь перитонитов!" Первый зуб, в пять лет, вырвала мне она. Я боялась, ревела, а она: "Чего ревёшь-то? Новый вырастет!". Тётя Сима не была злой, а вот прямолинейной – может, – говорит Галина Николаевна. И добавляет: Карстены много читали. Когда я работала в библиотеке Дворца им. Ленина, таскала им книжки.

Любовь к чтению, литературе свела с семьёй Карстенов педагога Марину Овчинникову . Она встречалась ними на праздновании дня рождения коллеги – известного в Березниках учителя литературы Брониславы Абрамовны Градус в конце 1960 – начале 1970 гг.

– Томас Анатольевич был душой компании, эпикурейцем. От него ждали сюрпризов. Уже немолодой доктор легко садился в позу лотоса под всеобщий восторг. Имел в запасе свежий анекдот, первым начинал застольную песню. Серафима Фёдоровна была скромна, её часто спрашивали о единственном сне – Олеге. Сын Карстенов окончил школу им. Пушкина и поступил в один из театральных вузов Москвы. О Карстенах ходила в народе шуточная эпиграмма: "Сима Карстен смотрит в рот, а Томас – наоборот". Не о каждом хранится такая добрая память , – вспоминает Марина Александровна.

Могилка без памятника

Все, кто знал Карстенов, утверждают: единственного сына Олега они очень любили. Почему же так вышло, что за могилой врачей некому следить? История запутанная.

Томас умер раньше супруги: серьёзно болел сахарным диабетом. Серафима, по рассказам, доживала дни в шестом корпусе больницы. У неё была сломана шейка бедра, и она не ходила. Сын и внук – медик, ухаживали за ней. После смерти старших Карстенов внук погиб, говорят их знакомые. Что с остальной роднёй, узнать так и не удалось.

Есть в этой истории хорошее: в редакцию позвонила Анна (имя изменено). Она рассказала, что в детстве ухаживала за уже беспомощными стариками Карстенами. В памяти Анны Карстен остались интеллигентными людьми. Анна вызвалась ухаживать за могилкой врачей, попросила помочь разыскать её. В этом нам помогли Антонина Перепёлкина и Надежда Киселёва . На прошлой неделе мы побывали на кладбище, но из-за снега не смогли пробраться к скромной могилке без памятника и фото, с надписью на бетонной плите: " Томас Анатольевич Карстен и Сима" … Когда снег сойдёт, мы поедем туда опять.

Может и среди вас, дорогие читатели, найдутся те, кто знает больше о семье Карстенов, или те, кто решится на доброе дело – прибрать могилку врачей к майским праздникам? Звоните по тел. 20-15-58.

Коллектив инфекционного отделения, 1965 г. Томас Карстен – в центре. Фото предоставила Г. Пугачева. Фотографий Серафимы Фёдоровны, к сожалению, не нашлось.

Последние новости

Нилов: У правительства есть основание на дополнительную индексацию пенсий в феврале

Архив PGS Подписаться в Telegram Российские пенсионеры могут получить перерасчет пенсий в феврале при росте инфляции В феврале текущего года пенсионерам в России может быть произведено повышение пенсий,

Названы продукты, которые стали причиной массового отравления жителей Перми

Сальмонеллу нашли в сосисках, сыре, курице и грибах фото: newtobacco.ru Согласно результатам лабораторных исследований продуктов, изъятых в пермской сети пекарен «Хлебница», возбудитель сальмонеллёза обнаружен в сосисках,

В Перми следственный комитет возбудил уголовное дело из-за массового отравления в «Хлебнице»

Фото: Новости Перми Автор: Вера Андриас В конце декабря 2024 года посетители сети пекарен «Хлебница» заболели острыми кишечными инфекциями.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Асбесте, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *