Вышел в свет сборник прозы и стихов кунгурячки Галины Сазоновой

«Родимый край» - так называется сборник прозы и стихов учителя русского языка и литературы Галины Сазоновой, родившейся в деревне Заспалово.


«Родимый край» - так называется сборник прозы и стихов учителя русского языка и литературы Галины Сазоновой, родившейся в деревне Заспалово.

С творчеством Галины Александровны Сазоновой читатели «Искры» знакомы* и, наверняка, заметили характерную его особенность: в основе её стихов и прозы, написанных хорошим языком, лежат реальные события. В книге «Родимый край» хорошо рассказано о деревне Заспалово.

ЧУДЕСНАЯ ДЕРЕВЕНЬКА

Так названа глава книги, повествующая о Заспалово. Много фактов из истории деревни Галина Сазонова узнала от своего брата Анатолия Мальцева, который «всю сознательную жизнь собирал из различных источников по крупицам историю деревни». Первое упоминание о Заспалово относится к 1648 году, то есть деревня - ровесница первого Кунгура. А почему её так назвали? Автор называет две версии.

«Заспа - снежная крупа (снег растает, потом застывает, образуется заспа), лово - яма. Действительно, Заспалово находится как бы в яме на берегу речки Мечки. Были ямы-погреба, они сохранились до конца двадцатого столетия, их возделывали из природного камня, весной заполняли заспой (говорили: «метать холод»). Крестьяне хранили летом солонину, овощи, молочные продукты. Исчезли погреба с появление холодильников».

И второй вариант: «В народе существовала легенда. Якобы первым поселенцем был беглый солдат, который уснул и не проснулся - заспался».

БЫЛИ ВИНОКУРЕННЫЙ ЗАВОД, САПОЖНАЯ АРТЕЛЬ

Три века назад заспаловцы работали и на Мечкинском винокуренном заводе, построенном в 1712 году. «По тем временам это было крупное мануфактурное предприятие»,- отмечает автор, подробно описывая его устройство. Однако просуществовал он недолго: «Для завода требовалась чистая вода (в р. Мечке вода жёсткая), зерно - пшеница, топливо - сосна, берёза. Из-за нехватки зерна, топлива, воды завод перевели в Тюш (ныне Октябрьский район), где он существует по сегодняшний день».

Но и без завода заспаловцам было где приложить свои руки:

«Заспалово превратилось в свободную крестьянскую деревню, вели натуральное хозяйство, земледелие. Позднее основным ремеслом стало сапожничество (чеботари). Заспалово развивалось, крепло, богатело. Управление осуществляла община, избираемая из числа лучших людей. В деревне появилась своя лавка (магазин), сапожная артель. Обувь возили на продажу в города. Зимой мужчины занимались «извозом», нередко привозили товары из Нижнего Новгорода. Деревня крепла, строились двухэтажные дома. На месте старобрядческой часовни «всем миром» построили единоверческую церковь».


На обложке книги Галины Сазоновой «Родимый край» деревня Заспалово и её сердце - Свято-Духовская церковь

ЧЕРЕДА ПОТРЯСЕНИЙ

Двадцатый век был насыщен эпохальными событиями: революция, коллективизация, войны. Все они отразились и на жизни заспаловцев.

О революции и Гражданской войне автору рассказала её бабушка, уроженка Кинделино: «На деревню налетали то «белые», то «красные», забирали продукты, лошадей, молодых мужчин. Так «белые» забрали старшего брата Михаила, который с армией Колчака дошёл до Новосибирска, удалось сбежать и пешком добраться до Заспалово. Младшего, Якова, увезли «красные», он тоже вернулся. От тех и других прятали продукты, лошадей, мужиков - в Голяковских ямах-провалах».

Свои особенности имели в Заспалово и трагические события 1930-х годов: «Как такового раскулачивания в деревне не происходило, а было самораскулачивание. Вопрос решал комитет бедноты, здесь все были «свои», родня-однофамильцы. Всегда предупреждали раскулачиваемого. Обычно мужик запрягал лошадь, грузил скарб, жену и уезжал за пределы района: Лысьвенский или Чусовской. Их уже никто не искал. Дом, имущество переходило колхозу».

29 заспаловцев защищали Родину в годы Великой Отечественной войны, в родную деревню возвратились только четверо. Помнит войну и автор:

«В нашу деревню в телегах привозили из Кунгура больных, измождённых женщин, детей, а мужчин среди них не было (речь идёт об эвакуированных ленинградцах - В.О. ). Размещали везде, не спрашивая хозяек дома. У мамы на руках было трое детей: старшему - 7 лет, сестре - 5, а мне и того меньше, потому к нам эвакуированных не поместили. Деревенские женщины отпаивали умирающих козьим молоком и кормили толчёной картошкой. Сами ели похлёбку, забелённую молоком. Медицинской помощи не было, бабушка в бане готовила щёлок (деревенская зола на воде), который заменял мыло. Эвакуированных спасали, как могли, лечили травами.

Я запомнила одну женщину - высокую, бледную, исхудавшую. Она меняла золотую цепочку и серёжки на продукты. Не нашлось в деревне бабы, которая бы позарилась на золото больного человека. Жили впроголодь, но кормили эвакуированных тем, что сами ели. Не всех удавалось спасти. Умерших бабы носили в церковь, где священник отпевал, затем хоронили на западной стороне кладбища. Женщину с золотой цепочкой и серёжками тоже там похоронили. Нынче там, где покоятся ленинградцы, растут осинки.

В годы войны те, кого удалось спасти, работали в колхозе им. Свердлова. После войны, в один день, эвакуированные покинули деревню».

ОБ АВТОРЕ

Галина Александровна Сазонова родилась в деревне Заспалово. После окончания Пермского пединститута работала преподавателем русского языка и литературы, сельхозтехникума, училищах № 68, 86. Педагогический стаж - 40 лет 10 месяцев и 18 дней. Почётный работник профессионально-технического образования. С 2015 года - участница Кунгурского литературного объединения НЛО «Ива». Пишет стихи, юморески, рассказы.

СПРАВКА

Публикации Галины Сазоновой в «Искре» и «Творчестве»
11 апреля 2015 года в «Творчестве», литературном приложении «Искры», была напечатана подборка произведений Галины Сазоновой: стихотворение «Наша бабушка», рассказы «Гостеприимство», «Дистиллированная водичка». 16 декабря 2017 года в «Творчестве» опубликован её рассказ «Дурошлёпики», 3 июня 2018 года - «Не броди одна по лесам - лось съест». 6 июня 2019 года «Искра» опубликовала её статью «Родниковая течёт Мечка», а чуть позже, 13 марта 2020 года под рубрикой «Жила-была деревенька» в газете напечатан очерк «Помним, гордимся, чтим», написанный по предоставленной Галиной Сазоновой информации - о Верх-Мечкинской начальной школе, которая была в деревне Погани.


ГОДЫ РАСЦВЕТА

Они в Заспалово приходятся на 1970-1980-е: «В 1970 году создан совхоз «Зарубинский». Деревня росла, развивалась инфраструктура: проведён водопровод, построена новая начальная школа, библиотека, детский сад, клуб КЗС, гаражи, мастерские для сельхозтехники. Появились новые сельхозмашины, раскорчёвывались, осваивались поля под сельхозугодия, росло животноводство. На совхозной механизированной ферме насчитывалось около тысячи голов крупного рогатого скота, а в личных хозяйствах - около 150. Строилось жильё для работников совхоза. Жители исчезающих деревень переселялись в Заспалово».

Сейчас от былого расцвета в деревне мало что осталось. «Корпуса фермы разобрали на кирпич, - пишет автор. - Ни школы, ни библиотеки, ни клуба нет. Осталась церковь, не раз обворованная. С учётом детей и пенсионеров в деревне проживает 124 человека. Три человек коренных, остальные, хотя родились и выросли в Заспалово, но корни-то у них из других деревень. Осталось два рабочих места - почтальон и продавец частного ларька».


Настоятель Заспаловского храма протоиерей Валентин Степанович Другов

СЕРДЦЕ ДЕРЕВНИ

«Есть у деревни сердце - это церковь», - об этом автор пишет в публицистически заострённом стихотворении «Не в силе Бог, а в правде». Ровесница XX века Свято-Духовская церковь деревни Заспалово, которая никогда не закрывалась, даже в богоборческие годы, сейчас переживает непростые времена.

С теплотой рассказывая про историю церкви, в том числе о благороднейшем священнике, участнике Великой Отечественной войны Валентине Степановиче Другове (1926-2012), Галина Александровна верит в её возрождение и просит читателей:

«Истинные христиане,
Прошу вас, помолитесь за святую».

Для самой же Галины Александровны всё Заспалово, где она родилась и выросла, по-прежнему остаётся центром притяжения. В Заспалово она не только отдыхает, но и черпает силы и вдохновение для творчества:

«И вновь спешу в деревню,
Отдыхаю в ней душой
Пишу, творю.
И прославляю уголок родной».

Владислав Одегов
Фото: архив Г.А. Сазоновой и
книга Ольги Ренёвой «Храмы Кунгура» (Пермь, 2017)

Искра_Кунгур©iskra-kungur.ru

Последние новости

В Пермском крае расследуют гибель нефтяника на месторождении

pro город Подписаться в Telegram На месторождении компании «Лукойл-Пермь» произошла трагедия: один из сотрудников, занимавшихся добычей нефти и газа, скончался, а его коллега был госпитализирован в бессознательном состоянии.

Картонно-бумажный комбинат «Кама» завершает год с рекордами и новыми целями

Коллектив Краснокамского картонно-бумажного комбината «Кама», провожая уходящий год, подводит итоги.

Генетики рассказали о проценте непереносимости алкоголя у жителей Перми

Исследование показало, что всего 0,95% пермяков склонны к непереносимости спиртных напитков .

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Ноябрьске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *