Великий Пост – и новое испытание
«Милостью Божьей наша церковь со всем христианским миром пребывает сейчас в замечательном времени-пространстве, именуемом Великим Постом.
«Милостью Божьей наша церковь со всем христианским миром пребывает сейчас в замечательном времени-пространстве, именуемом Великим Постом. Христиане относятся к нему с благоговением и надеждой, ведь для человека это прекрасная духовная, нравственная, психологическая и физическая подпитка». Такими словами Благочинный храмов Чайковского округа протоиерей Георгий Машлякевич напомнил, что уже 2 тысячи лет в Великий Пост люди стараются следовать вечным истинам, дарованных Творцом.
Ограничения ради свободы
Отец Георгий начал с мысли, что православие превыше всего ценит свободу:
«Не случайно, создавая человека, Христос наградил его именно свободой. Мы к ней привыкли, на дороге жизни человек сам выбирает, как ему поступать, в каком направлении двигаться. Православие – это религия, которая бережно хранит в человеке это чувство. В ней нет конкретных ограничений и обязательств, как в других религиях. Человек всё должен делать добровольно, только на время Поста православная церковь предлагает определённые ограничения.
В первую очередь, нужно понимать, для чего нужен Великий Пост, в чём цель телесного и духовного воздержания. Святые отцы говорят, что Пост и молитва – как два крыла для птицы. Одного воздержания недостаточно, но когда человек уповает ещё и на милость Божью, возносит к Творцу свои молитвы, то тогда происходят настоящие чудеса.
Пост – не только призывает человека остановиться в круговерти мирской суеты, по-новому взглянуть на свою жизнь и задуматься о главном, но и даёт возможность сделать это. Когда человек начинает воздерживаться и ограничивать себя, он с удивлением обнаруживает, что не всегда является хозяином своих мыслей, страстей и похотей. Они лезут наружу, и, оказывается, бороться с ними очень непросто.
К сожалению, для многих Пост сводится к ограничению в пище, к своего рода православной диете – это есть можно, а это – нельзя. Это примитивный, какой-то детский подход. Нужно прикладывать духовный труд, чтобы обуздать свои помыслы, язык, даже глаза – ведь взгляд тоже может быть осуждающим. Эта внутренняя борьба помогает победить в себе пороки, страсти или уныние и стать духоносным человеком.
Пост – это уникальная возможность насладиться кислородом вечности. Когда человеку не хватает кислорода атмосферного, от этого страдает его мозг, но когда недостаёт кислорода духовного, мозг страдает во сто крат сильнее.
Поститься стремятся многие, и ограничения каждый выбирает для себя сам, порой взваливая на себя неподъёмную ношу. Сказал же Господь: «Пост для человека, а не человек для Поста»! Если ты занимаешься тяжёлым физическим трудом, то не можешь ограничить себя в пище так же, как работник труда умственного. Не случайно в церкви приняты установления, что больные люди, беременные женщины, кормящие матери и дети поститься не должны.
На мой взгляд, поститься и приносить покаяние должны все, кто приходит в этот мир. Грех – не то сокровище, которое человек должен копить в душе; не тот багаж, который нужен ему за порогом вечности. При этом если человек проживает беспутную, безалаберную и безбожную жизнь, расплачиваются за это могут его дети и внуки. Если мы оступаемся и совершаем недостойные дела, то должны за них покаяться, дабы не перекладывать расплату за грехи свои на плечи потомков».
Решающая неделя
Мы беседовали с Благочинным в канун Вербного воскресенья и Страстной седмицы, которые, по его словам, достойны более подробного рассказа:
«Вербное воскресенье – любимейший и многолюдный праздник – венчает продолжающийся 40 дней Великий пост. Он еще называется Входом Господа в Иерусалим. Тогда Христос воскресил Лазаря, скончавшегося за четыре дня до этого, и люди, увидев это чудо, пришли в изумление и встречали Творца, простирая к нему свои руки, срывая пальмовые ветви и восклицая: «Осанна вышних!» (Спаси!). Толпа прославляла Христа, но через несколько дней столь же исступлённо кричала: «Распни его!». В этом суть людская: сегодня мы восхищаемся безмерно, а завтра легко и непринуждённо предаём ближнего своего.
А вот на протяжении Страстной седмицы церковь готовит нас к самому важному, что произошло в истории человечества. В эту неделю мы вспоминаем последние дни Спасителя на Земле, когда он был в человеческой плоти, его проповеди и наставления, обращение к ученикам, Тайную вечерю, распятие, Великую субботу…
Это своеобразный духовный экзамен для православного, поэтому ему нужно достойно пройти путь Страстной седмицы, быть в эти дни с Христом, сострадая и сопереживая ему. В Христианском мире люди в эту неделю стараются чаще бывать на богослужениях, причаститься. Для них это прекрасная возможность соприкоснуться с Божественной исторической благодатью и праздником Воскресения Христова, окунуться в великую благословенную радость.
К сожалению, всё это обрастает мирской отсебятиной.
В среду Иуда предал Христа за 30 сребреников. И наши люди вбили себе в голову, что в этот день нужно считать деньги – тогда они, якобы, не будут переводиться и даже приумножатся. Это стремление поиметь выгоду даже с предательства Христа Иудой? Да это же духовное безумие!
В четверг на Тайной вечере Спасителем было установлено главное Таинство христианской веры – Таинство причащения, во время которого верующие под видом хлеба и вина вкушают истинные Тело и Кровь Христовы, приобщаются к Творцу и Создателю. А в миру Великий четверг почему-то назвали «чистым» и свели всё к мытью окон и полов да стиранию пыли с полок и подоконников.
Страстная пятница – трагический день, когда Господь был распят, принеся себя в жертву за грехи людские. Православные в этот день усиленно молятся, максимально ограничивают себя в пище, избегают увеселительных мероприятий (хотя делать это желательно на протяжении всего Поста). Если люди этого не понимают, жизнь может напомнить им об этом самым неприятным образом.
В Евангелии сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Это значит, что каждый человек, приходя в этот мир, должен жить для чего-то и ради кого-то – своих ближних и дальних, Христа – Творца нашего и Создателя. Но человек устроен так, что привык рассматривать, превозносить или, напротив, осуждать не себя, а других людей, порой делая это очень агрессивно и яростно. А пост помогает человеку раскрыть глаза именно на самого себя, увидеть себя любимого в блеске и убожестве. Христианство призывает людей жить для других, но для этого нужно заниматься собой, очищая тело и помыслы и возвышая душу».
Услышьте глас Божий!
Священное писание – это книга мудрости, книга жизни. Её нужно читать, знать и понимать. В ней сказано: «Семьдесят или восемьдесят лет человек пребывает в земном мире в трудах и болезнях». Бог для нас всё открыл и отмерял наперёд. Заповеди оставил не для того, чтобы ограничить или ущемить нас, а чтобы мы, придерживаясь закона Божьего, спешили быть счастливыми. Ещё раз напомнил, в чём мы должны преуспевать, а от чего воздерживаться. Когда люди перестают слушать глас Божий, позволяют своим страстям владеть собой, упиваться грехами и пороками, начинаются конфликты, совершаются преступления, развязываются войны.
Война – это самое страшное наказание. Согласно Священному писанию, человек – это образ и подобие Божье. И как этот образ и подобие нужно возненавидеть, чтобы идти и убивать его, что мы видим сейчас в нашем братском народе? Ради чего взрастили плод ненависти к собратьям своим? Кто этим занимается? Бог ценит в человеке свободу, но иногда человек занимает бесовскую демоническую ношу, причиняя другим боль и страдания. При этом человек всегда знает, когда он поступает по Божьему промыслу, а когда – вопреки ему. Достоевский точно подметил, что человеческая душа – это поле брани Бога с Дьяволом. И результат этой битвы – в руках человека, от того, на чью сторону он встанет.
Разве на Украине не видели, что на протяжении тридцати лет в них самих, в их детях взращивают ненависть к русским? Школьные программы для этого меняли! А «Кто не скачет, тот москаль!»? Видели, но позволили власти, которую сами избрали, делать это. Этим они наказали себя, ведь происходящее сегодня – это завтра, которое они когда-то сами себе выбрали. Это трагедия, масштаб и последствия которой ощутит на себе ещё не одно поколение».
О простой и вечной истине
Благочинный справедливо посетовал:
«Народ сегодня всем недоволен, особенно это относится к молодому поколению. Казалось бы, есть всё: еды, одежды, техники – изобилие. Цивилизация донельзя облегчила человеку труд, деревенские жители уже мало чем отличаются от горожан. Но никогда ещё люди не были такими недовольными, как сейчас! Видимо, что легко человеку достаётся, на пользу ему не идёт.
Мы забываем, что человек приходит в этот мир абсолютно ни с чем – ни с чем и уходит. Всё, что мы делаем для себя, остаётся здесь, а вот то, что мы делаем во славу Божью и ради других, уходит вместе с нами.
Несмотря на все прегрешения рода человеческого, Создатель любит и хранит его. Так будем же своей жизнью и верой достойны его любви!».
Николай ГАЛАНОВ
Последние новости
Школа как второй дом: роль педагогов в жизни учеников
Учителя не только обучают, но и вдохновляют на достижения.
Геннадий Тушнолобов подписал указ о новых инициативах
Обсуждение новых мер по улучшению социальной политики в регионе.
Руководитель Кизеловского округа вдохновляется примером президента РФ
Андрей Родыгин делится своим опытом совмещения работы и семейных обязанностей.
Новые правила жизни с 1 сентября
Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.