Берег подмывает – храм стоит
Храм в честь святых апостолов Петра и Павла стоит в селе Таман на высоком берегу Камы.
Храм в честь святых апостолов Петра и Павла стоит в селе Таман на высоком берегу Камы. Это местная достопримечательность, сюда приезжают туристы, чтобы его осмотреть. И это несмотря на то, что добираться до Тамана непросто и храм долгие годы не действует.
В редакцию иногда обращаются читатели, у которых за этот храм болит душа. Особенно взбудоражилась общественность, когда весной 2020 г. на берегу в Тамане случился оползень и на территории храма, который оказался близко к обвалу, открылось захоронение. Кости умерших стали находить на берегу.
Впрочем, как говорят местные жители, такое произошло не впервые. Останки не раз приезжали хоронить священники из Орлинского храма, к приходу которого относится и пустующая церковь в Тамане. Наши читатели интересуются: будет ли что-то предприниматься для того, чтобы спасти храм, объект культурного наследия регионального значения?
Послужил недолгоСтроить храм начали в 1905 г. на средства купца Филиппа Кирьянова , бывшего крепостного, который сумел выкупить себя и свою семью из крепости и сколотить капитал. Иконостас изготовили в Осе, а золото для покрытия куполов приобретали в Москве. Строительство завершилось в 1912 г. Каменный ансамбль, куда кроме самого храма и колокольни вошёл семейный склеп Кирьяновых, чудесно соединил в себе черты русской, византийской, готической и других видов архитектуры. Выглядел новый храм сказочно и необычно для сельской местности. Автор проекта церковного ансамбля - пермский архитектор Александр Турчевич , который спроектировал 150 сооружений, 50 изних были православными храмами.
Так в Тамане, который имеет давнюю историю, стали соседствовать в одной ограде два храма – однопрестольный деревянный, построенный ещё в1779 г. на средства графа А. Н. Строганова , и новый каменный пятиглавый.
Каменный храм послужил недолго. Таманского священника Николая Онянова в 1918 г. расстреляли красноармейцы и зарыли в песке в соборе напротив собора в Усолье. Он причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников для общецерковного почитания. Храм безбожные власти закрыли 5 сентября 1934 г., он использовался под зернохранилище и склады, а иконы пошли на отопление помещения. Жители спасли часть из них, тайно разобрав по домам.
Деревянный храм сгорел в 1980 г., как говорят, из-за баловства детей.
Родные корниТаман – труднодоступная территория. Летом сюда по суше не доберёшься, только по реке. Теплоход «Карат» ходит трижды в неделю. Ещё на конечной остановке «тройки» в Абрамово, которая везёт до причала, примечаю пожилую женщину с неимоверной поклажей. Выясняется, что она едет в Таман. Знакомимся. Лариса Окулова рассказывает, что сегодня день её рождения – исполнилось 77 лет, может, родные приедут в гости, вот и везёт с собой всё необходимое для жизни на несколько дней и семейного праздника. В Тамане-то магазина нет. Там сейчас ничего нет, а раньше, в советские времена, был колхоз, а потом совхоз «Сигнал», роддом, школа. В 1960-е жили здесь 600 человек,сейчас приписано 50, а зимовать остаются человек 12. Вот и Лариса Борисовна рассказывает, что в Тамане, где прошло её детство, она живёт только летом. Втащив её поклажу на теплоход, беседуем. Женщина увлечённо декламирует стихотворение собственного сочинения о родных краях, а про храм говорит так:
– Там берег подмывает, он и плывёт. Жалко этот храм, такая интересная, красивая, старинная постройка. Помню его с детства. Храм тогда был с куполами, на стенах - фрески, такая была красота. Она пропала, потому что храм не отапливается, окна выбиты, крыши нет. Внутри всё с каждым годом всё больше осыпается, остались совсем небольшие фрагменты фресок.
В Тамане знакомимся с Николаем Мальцевым . Он на пенсии решил вернуться к родным корням и привёл в порядок родительский дом. Теперь живёт в Тамане чуть ли не круглый год. На своей машине Николай Сергеевич отвозит меня к храму, к нему среди высоких трав проезжена-натоптана тропинка. Видно, что с каждым годом прекрасное сооружение всё больше утрачивает черты былого величия. Большие купола не уцелели после того, как в 1968 г. в храм ударила молния. Верх здания порос деревьями, на дверях – замок.
Для меня и приехавших в этот день гостей храм отпирают. Да, всё как рассказывали – стены обшарпаны, фресок почти не видно, плёнка, защищающая оконные проёмы, прохудилась, напольная плитка побита. Но фундаментальных разрушений не видно, здание сохранилось.
– Самое плохое, что берег осыпается, а храм рядом, может рухнуть , – считает Николай Мальцев. – Не так много надо сделать, чтобы это остановить. Выложить бы бетонными блоками склон, забить сваи, может, зимой самосвалами грунта навозить. Берег нужно как-то укреплять. Для этого я иву, шиповник на склоне посадил, но малым не обойдёшься.
На крутом берегуНасколько велик риск обрушения для храма – объекта культурного наследия, кто отвечает за этот берег? Эти вопросы мы задали местным властям.
Из мэрии нам отвечали, что река Кама – федеральная собственность, храм – собственность РПЦ, а значит, к полномочиям муниципального образования не относится укрепление берегов водных объектов федерального значения и консервация храма. Кроме того, нам сообщили, что Камское бассейное водное управление Федерального агентства водных ресурсов провело на берегу Тамана обследование. Вот результаты: « Негативное воздействие вод Камского водохранилища на берег в районе объекта культурного наследия минимальное. Обрушение берега в Тамане обусловлено оползневыми процессами, осложнёнными разгрузкой грунтовых вод и поверхностным стоком. Для предотвращения берегообрушения рекомендовано проведение комплекса мероприятий, включающего организацию стока поверхностных и грунтовых вод, восстановление склона» . Правда, не уточняется, кто должен провести эти работы.
Кто поможетИз муниципалитета пишут: «Ответственность за содержание и за риск случайного повреждения и гибели принадлежащего ему имущества несёт собственник. С целью защиты своего имущества собственники, с учётом требований градостроительного законодательства, вправе самостоятельно организовывать строительство сооружений инженерной защиты». Следует понимать, что если храм принадлежит РПЦ, то и заниматься, видимо, этой непростой работой предлагают тоже церкви. Хотя, вспомним, что береговая линия реки – федеральная собственность, вряд ли РПЦ может ей распоряжаться.
Иерей Зотик Джанаев , настоятель прихода храма Похвалы Пресвятой Богородицы п. Орёл, говорит, что если найдутся добровольцы, средства, то для храма в Тамане что-то сделать можно. Первое, что необходимо – законсервировать крышу, чтобы сохранить храм для будущих поколений. Кто будет заниматься берегом и будет ли вообще, это большой вопрос.
Церковь – это прежде всего люди. Если им нужен этот храм, они смогут ему помочь. Хотя бы сделать малое, чтобы остановить разрушение.
Последние новости
Как правильно ухаживать за частотным преобразователем?
Пошаговое руководство по техническому обслуживанию и профилактике: продлите жизнь частотника и забудьте о поломках.
Летающая скорая помощь в Прикамье приняла на борт самого маленького пациента
Новорожденный появился на свет сутки назад freepik.com Впервые в новейшей истории санитарной авиации Пермского края воздушная скорая помощь эвакуировала самого юного пациента – новорождённого,
Этой весной в Пермском крае от укусов клещей пострадали шесть человек
Среди них один ребенок Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО. Перейти в Фотобанк КП В Пермском крае начался сезон клещевой активности.

Пермское УФАС согласовало преференцию для развития образования и науки
Её предоставление направлено на проведение мероприятий по оценке кандидатов на включение в кадровый резерв Пермского края В антимонопольную службу обратилась администрация губернатора Пермского края с заявлением о дач