Где чьи полномочия?
Вчера, 18 сентября, на заседании комитета по промышленности, налогам и экономической политике Заксобрания депутаты рассмотрели проект поправок в бюджет на 2019-2020 годы, который планируется принять сегодня сразу в двух чтениях.
Вчера, 18 сентября, на заседании комитета по промышленности, налогам и экономической политике Заксобрания депутаты рассмотрели проект поправок в бюджет на 2019-2020 годы, который планируется принять сегодня сразу в двух чтениях.
Одной из поправок во исполнение поручения губернатора по итогам выездного совещания предлагалось выделить в 2019 году 29,9 млн руб. на ремонт помещений школ в поселке Юбилейный и поселке Шумихинский Гремячинского городского округа для размещения там дошкольных групп.
После доклада членов правительства депутат Александр Григоренко, чей избирательный округ находится в Гремячинске, поблагодарил край, что в бюджет закладываются деньги на приведение школ в Шумихинском и Юбилейном нормативное состояние. Однако потом он отметил, что сейчас в крае проходит достаточно много оптимизаций школ и дошкольных образовательных учреждений. «При этом часто для этого нужны дополнительные деньги, которых у муниципалитетов, как правило, нет. И их приходится брать из регионального бюджета. Причем в случае Шумихинского и Юбилейного, это произошло ситуативно — есть проблема, и начинаем срочно вносить изменения в бюджет, искать деньги и т.д. Не проще ли системно подойти к этому вопросу и заложить в бюджете на следующий год определенную сумму для решения таких проблем?»,- предложил депутат.
Заместитель министра образования, начальник управления экономики образования Ольга Шабурова ответила, что укрупнение образовательных учреждений никак не влияет на их имущественный комплекс. «В Гремячинском округе два образовательных учреждения были в очень плохом состоянии. И учитывая финансовое обеспечение этой территории , мы были вынуждены идти через дополнительные поправки в краевой бюджет. Но вообще у муниципалитетов есть ряд других источников, за счет которых они могут и обязаны обеспечивать надлежащее состояние своих объектов. Тот же ФСР, целевые средства», — пояснила чиновница.
«То есть, вы считаете, что муниципалитету достаточно этих средств для решения своих проблем?»,- спросил Александр Григоренко.
На что министр финансов Пермского края Елена Чугарина ответила, что, по крайней мере, муниципалитеты должны расставлять приоритеты и не задвигать на задний план проблемы, по которым нужны экстренные меры. «Почему-то когда губернатор выезжает, то понимает эту проблему, а глава района её важной не считает», — возмутилась она.
Александр Григоренко с этим не согласился. «Может причина в том, что у муниципалитетов просто нет средств на такие вещи? Получается, что мы работаем в ручном режиме. Губернатор приезжает, спасибо ему за это, видит проблему, и правительство срочно начинает ее решать. Может лучше системно подходить к этому вопросу? Будем честными, у муниципалитетов, я говорю не только про КУБ, часто средств просто нет. Деньги надо выделять на дороги, отопление, водоснабжение и т.д. А тема, связанная с модернизацией образовательных учреждений, часто возникает в процессе оптимизации. Потому что сейчас происходит так: учреждения решили оптимизировать, объединить физически детский сад и школу. А потом выясняется что на это нужны деньги, и речь идет о десятках млн руб. Понятно, что у муниципалитета на это денег нет и никогда не будет»,- заявил он.
Представитель министерства образования подчеркнула, что деньги у муниципалитета есть и должны быть. «И для того, чтобы не доводить ситуацию до такой, какой она стала на Шумихинском и Юбилейном, то есть, до ветхости и аварийности здания, надо своевременно приводить здания учреждений в нормативное стояние. А процесс укрупнения как раз и выявляет те неэффективные расходы, которые годами шли с уровня муниципалитета. Когда два пустующих здания школы и детского сада находятся рядом и практически смотрят друг на друга, проще своевременно закрыть одно учреждение и сэкономить муниципальные деньги как минимум на содержание этих объектов и потратить их приведение оставшегося
Первый заместитель председателя правительства Пермского края Ольга Антипина выступила в поддержку замминистра образования. «Такое точечное вмешательство, которое у нас осуществляется в этом году по ряду муниципалитетов — это и проблемы ,связанные с ремонтами , ремонтами сетей, газификацией — это все следствие того, что в течение ряда лет орган местного самоуправления не принимал своевременно нужные решения. Ведь мы с вами ФСР образовывали специально для решения таких проблем. Когда-то все полномочия по распределению таких средств были на краевом уровне: какому муниципалитету, на что дать, сколько денег? И, в конце концов, было принято решение, что муниципалитеты лучше видят на местах свои проблемы. Поэтому все деньги, раскиданные по разным субсидиям, были собраны в одну субсидию, а муниципалитетам дали право распределять эти деньги самостоятельно на решение тех проблем, которые есть. Но, к сожалению, как показал опыт десяти лет использования этого фонда, у нас не всегда на муниципальном уровне принимаются рациональные решения в части расходования этих средств. Поэтому периодически приходится использовать резервные фонды правительства. Но это, на самом деле, нонсенс, и так быть не должно», — заявила она.
Депутат Михаил Осокин продолжил дискуссию. «В августе на севере края побывал губернатор. Там были озвучены такие проблемы, как перевозка пассажиров переправой, ремонт жилья и другие вопросы. Какие средства были выделены в этом году?»
Елена Чугарина отметила, что все, что он перечислил — это исключительные полномочия муниципалитетов. «Мы должны финансировать муниципальные полномочия? Мы софинансируем их сегодня, выделяем дотацию. Но расстановка приоритетов — это дело местного главы. И если он не считает важным решать вопрос переправы и вопрос аварийного жилья, значит, это его выбор, и у него есть более приоритетные направления» — предположила она.
«Но ситуация все ухудшается», — возмутился депутат.
«То есть, мы должны полностью взять внешнее управление этого муниципалитета на краевой уровень?», — поинтересовалась Елена Чугарина.
«Жалобы от жителей поступают не год и не два», — подчеркнул Михаил Осокин.
«А почему глава не решает эти вопросы?», — возмутилась Елена Чугарина. На что Осокин ответил, что это уже вопрос к властям региона.
«Хорошо, мы возьмем во внешнее управление. У нас есть такие случаи. Мы готовы рассмотреть и взять под управление бюджет этого муниципального образования. ФЗ-131 позволяет это сделать. Но это очень «хорошая» позиция местных властей: когда приезжает губернатор, и жители начинают жаловаться, почему-то глава считает, что все жалобы жителей — это проблемы губернатора. Тогда зачем нужен глава и муниципальный бюджет? Давайте посмотрим, куда муниципалитет тратит деньги»,- предложила министр финансов.
Михаил Осокин согласился с мнением, что глава не выполняет свои обязанности, но подчеркнул, что это происходит из-за того, что муниципалитету не хватает денег. «Бюджет поселений в 2000 году был 10 млн руб. В 2018 году тоже 10 млн руб. Инфляция — 80%. На что строить?»,- заявил депутат.
«А почему доходы не растут? Это вопрос к главе. Где рост экономики поселения?», — поинтересовалась Елена Чугарина.
«А из-за чего должны расти доходы? Только из-за увеличения налогов?», — спросил депутат. А Елена Чугарина ответила, что доходы должны расти от заработной платы, рабочих мест и развития местной экономики.
Татьяна Миролюбова как председатель комитета воспользовалась правом рефери и резко завершила обсуждение, передав слово Сергею Ветошкину. Депутат спросил о планах выделения средств на обновления автопарка поликлиник, и тема обсуждения временно поменялась. Но потом слово вновь взял Александр Григоренко, и спор возобновился.
«Не хотел выступать, но придется. Будем честными, главы сейчас фактически назначаются краевыми властями. Почти весь бюджет муниципалитетов сейчас контролируется через субвенции, дотации и т.д. Собственных источников доходов у муниципалитетов, кроме ряда крупных
Глава фракции партии «Единая Россия» Юрий Борисовец обратился к Александру Григоренко и заявил, что полностью поддерживает его высказывание о том, что край должен влиять на муниципалитеты. «Но вы внесли законопроект о возвращении прямых выборов. Выборы -выборами, но бюджет-то никто не поменяет. Как было 10 млн руб., так они и останутся. Если вы считаете, что глава должен быть избран, то как край должен поступать с муниципалитетами, если глава не будет от них зависеть?», — поинтересовался он.
Александр Григоренко ответил, что сейчас по факту мы имеем практически назначаемых глав и практически полностью регулируемые бюджеты муниципалитетов со стороны края. «Мое личное мнение, что если будут возвращены прямые выборы глав, то необходимо параллельно менять и финансовую систему. Естественно, если этот законопроект примут, то мы внесем целую серию законопроектов, которые будут все это возвращать»,- пояснил он.
«А вы не хотите сначала поменять финансовую систему, а потом только возвращать выборы?» — спросил Юрий Борисовец.
«Это вопрос не ко мне, а к руководителю фракции ЛДПР. Я свое мнение высказал. Я считаю, что в муниципалитетах должна относительно независимая финансовая система, собственный источник доходов, а главы должны выбираться»,- подчеркнул депутат.
Татьяна Миролюбова отметила, что это идеологический спор между фракциями, и предложила передать слово следующему человеку.
В итоге слово взяла Ольга Антипина. «По выступлению Александра Григоренко, складывается впечатление, что сидит такая региональная власть, все деньги под себя подобрала и обделила и раздела догола бедные муниципалитеты. Хочу отметить, что все наши межбюджетные отношения регулируются краевым законом, в котором прописано, что мы гарантируем равное обеспечение полномочий и органам местного самоуправления и органам субъекта РФ. То есть, у нас все полномочия обеспечиваются одинаково. И, несмотря на это, из краевого бюджета продолжаются финансироваться муниципальные полномочия. Может быть, все-таки это вопрос в эффективности управления теми деньгами, которые выдаются муниципалитетам? Может быть, надо как—то внимательнее быть и населению и депутатам местного уровня к тому, какой бюджет они принимают и как им распоряжаются? Может быть, тогда таких проблем, которые сейчас возникают, и не будет», — заявила чиновница.
Татьяна Миролюбова отметила, что Александр Григоренко говорил о том, что в муниципалитетах проблемы возникают не из-за того, что главу назначают, а из-за того, что у муниципалитета нет собственной доходной базы. На что Ольга Антипина заявила, что она одинаковая у всего Пермского края. «Но кто-то за эти деньги умудряется вести бюджет, а кто-то нет»,- подчеркнула она.
Александр Григоренко поблагодарил краевую власть и губернатору за то, что за последние годы в муниципалитеты направляются серьезные финансовые средства. «Я понимаю, что вы во многом идете вразрез полномочий. Грубо говоря, вы не обязаны делать многие вещи. Но, с другой стороны, проблема даже не выборности глав, а в том, что у муниципалитетов осталось очень мало источников собственного дохода при том объеме полномочий, который у них есть. В любом случае региону придется им помогать. Во-вторых, даже если будет выборность глав, все равно муниципалитеты останутся в полной зависимости от краевых властей. И соответственно край останется отвечать за те или иные проблемы, которые есть в муниципалитете», — пояснил он.
«Что вы понимаете под собственными доходами? Дотация — это тоже собственный доход муниципалитета. Посмотрите на темпы роста бюджета в целом», — отметила Ольга Антипина.
«Спасибо коллеги. Закроем дискуссию»,- сказала Татьяна Миролюбова и объявила голосование.
Наталья Тимофеева журналист
Последние новости
Летающая скорая помощь в Прикамье приняла на борт самого маленького пациента
Новорожденный появился на свет сутки назад freepik.com Впервые в новейшей истории санитарной авиации Пермского края воздушная скорая помощь эвакуировала самого юного пациента – новорождённого,
Этой весной в Пермском крае от укусов клещей пострадали шесть человек
Среди них один ребенок Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО. Перейти в Фотобанк КП В Пермском крае начался сезон клещевой активности.

Пермское УФАС согласовало преференцию для развития образования и науки
Её предоставление направлено на проведение мероприятий по оценке кандидатов на включение в кадровый резерв Пермского края В антимонопольную службу обратилась администрация губернатора Пермского края с заявлением о дач
Власти Прикамья намерены усилились поддержку ИТ-сферы
Регион усилит меры для развития технологического сектора . На ежегодной встрече губернатор Пермского края Дмитрий Махонин с представителями ИТ-компаний обсудили новые инициативы, направленные на поддержку отрасли.