Где чьи полномочия?
Вчера, 18 сентября, на заседании комитета по промышленности, налогам и экономической политике Заксобрания депутаты рассмотрели проект поправок в бюджет на 2019-2020 годы, который планируется принять сегодня сразу в двух чтениях.
Вчера, 18 сентября, на заседании комитета по промышленности, налогам и экономической политике Заксобрания депутаты рассмотрели проект поправок в бюджет на 2019-2020 годы, который планируется принять сегодня сразу в двух чтениях.
Одной из поправок во исполнение поручения губернатора по итогам выездного совещания предлагалось выделить в 2019 году 29,9 млн руб. на ремонт помещений школ в поселке Юбилейный и поселке Шумихинский Гремячинского городского округа для размещения там дошкольных групп.
После доклада членов правительства депутат Александр Григоренко, чей избирательный округ находится в Гремячинске, поблагодарил край, что в бюджет закладываются деньги на приведение школ в Шумихинском и Юбилейном нормативное состояние. Однако потом он отметил, что сейчас в крае проходит достаточно много оптимизаций школ и дошкольных образовательных учреждений. «При этом часто для этого нужны дополнительные деньги, которых у муниципалитетов, как правило, нет. И их приходится брать из регионального бюджета. Причем в случае Шумихинского и Юбилейного, это произошло ситуативно — есть проблема, и начинаем срочно вносить изменения в бюджет, искать деньги и т.д. Не проще ли системно подойти к этому вопросу и заложить в бюджете на следующий год определенную сумму для решения таких проблем?»,- предложил депутат.
Заместитель министра образования, начальник управления экономики образования Ольга Шабурова ответила, что укрупнение образовательных учреждений никак не влияет на их имущественный комплекс. «В Гремячинском округе два образовательных учреждения были в очень плохом состоянии. И учитывая финансовое обеспечение этой территории , мы были вынуждены идти через дополнительные поправки в краевой бюджет. Но вообще у муниципалитетов есть ряд других источников, за счет которых они могут и обязаны обеспечивать надлежащее состояние своих объектов. Тот же ФСР, целевые средства», — пояснила чиновница.
«То есть, вы считаете, что муниципалитету достаточно этих средств для решения своих проблем?»,- спросил Александр Григоренко.
На что министр финансов Пермского края Елена Чугарина ответила, что, по крайней мере, муниципалитеты должны расставлять приоритеты и не задвигать на задний план проблемы, по которым нужны экстренные меры. «Почему-то когда губернатор выезжает, то понимает эту проблему, а глава района её важной не считает», — возмутилась она.
Александр Григоренко с этим не согласился. «Может причина в том, что у муниципалитетов просто нет средств на такие вещи? Получается, что мы работаем в ручном режиме. Губернатор приезжает, спасибо ему за это, видит проблему, и правительство срочно начинает ее решать. Может лучше системно подходить к этому вопросу? Будем честными, у муниципалитетов, я говорю не только про КУБ, часто средств просто нет. Деньги надо выделять на дороги, отопление, водоснабжение и т.д. А тема, связанная с модернизацией образовательных учреждений, часто возникает в процессе оптимизации. Потому что сейчас происходит так: учреждения решили оптимизировать, объединить физически детский сад и школу. А потом выясняется что на это нужны деньги, и речь идет о десятках млн руб. Понятно, что у муниципалитета на это денег нет и никогда не будет»,- заявил он.
Представитель министерства образования подчеркнула, что деньги у муниципалитета есть и должны быть. «И для того, чтобы не доводить ситуацию до такой, какой она стала на Шумихинском и Юбилейном, то есть, до ветхости и аварийности здания, надо своевременно приводить здания учреждений в нормативное стояние. А процесс укрупнения как раз и выявляет те неэффективные расходы, которые годами шли с уровня муниципалитета. Когда два пустующих здания школы и детского сада находятся рядом и практически смотрят друг на друга, проще своевременно закрыть одно учреждение и сэкономить муниципальные деньги как минимум на содержание этих объектов и потратить их приведение оставшегося
Первый заместитель председателя правительства Пермского края Ольга Антипина выступила в поддержку замминистра образования. «Такое точечное вмешательство, которое у нас осуществляется в этом году по ряду муниципалитетов — это и проблемы ,связанные с ремонтами , ремонтами сетей, газификацией — это все следствие того, что в течение ряда лет орган местного самоуправления не принимал своевременно нужные решения. Ведь мы с вами ФСР образовывали специально для решения таких проблем. Когда-то все полномочия по распределению таких средств были на краевом уровне: какому муниципалитету, на что дать, сколько денег? И, в конце концов, было принято решение, что муниципалитеты лучше видят на местах свои проблемы. Поэтому все деньги, раскиданные по разным субсидиям, были собраны в одну субсидию, а муниципалитетам дали право распределять эти деньги самостоятельно на решение тех проблем, которые есть. Но, к сожалению, как показал опыт десяти лет использования этого фонда, у нас не всегда на муниципальном уровне принимаются рациональные решения в части расходования этих средств. Поэтому периодически приходится использовать резервные фонды правительства. Но это, на самом деле, нонсенс, и так быть не должно», — заявила она.
Депутат Михаил Осокин продолжил дискуссию. «В августе на севере края побывал губернатор. Там были озвучены такие проблемы, как перевозка пассажиров переправой, ремонт жилья и другие вопросы. Какие средства были выделены в этом году?»
Елена Чугарина отметила, что все, что он перечислил — это исключительные полномочия муниципалитетов. «Мы должны финансировать муниципальные полномочия? Мы софинансируем их сегодня, выделяем дотацию. Но расстановка приоритетов — это дело местного главы. И если он не считает важным решать вопрос переправы и вопрос аварийного жилья, значит, это его выбор, и у него есть более приоритетные направления» — предположила она.
«Но ситуация все ухудшается», — возмутился депутат.
«То есть, мы должны полностью взять внешнее управление этого муниципалитета на краевой уровень?», — поинтересовалась Елена Чугарина.
«Жалобы от жителей поступают не год и не два», — подчеркнул Михаил Осокин.
«А почему глава не решает эти вопросы?», — возмутилась Елена Чугарина. На что Осокин ответил, что это уже вопрос к властям региона.
«Хорошо, мы возьмем во внешнее управление. У нас есть такие случаи. Мы готовы рассмотреть и взять под управление бюджет этого муниципального образования. ФЗ-131 позволяет это сделать. Но это очень «хорошая» позиция местных властей: когда приезжает губернатор, и жители начинают жаловаться, почему-то глава считает, что все жалобы жителей — это проблемы губернатора. Тогда зачем нужен глава и муниципальный бюджет? Давайте посмотрим, куда муниципалитет тратит деньги»,- предложила министр финансов.
Михаил Осокин согласился с мнением, что глава не выполняет свои обязанности, но подчеркнул, что это происходит из-за того, что муниципалитету не хватает денег. «Бюджет поселений в 2000 году был 10 млн руб. В 2018 году тоже 10 млн руб. Инфляция — 80%. На что строить?»,- заявил депутат.
«А почему доходы не растут? Это вопрос к главе. Где рост экономики поселения?», — поинтересовалась Елена Чугарина.
«А из-за чего должны расти доходы? Только из-за увеличения налогов?», — спросил депутат. А Елена Чугарина ответила, что доходы должны расти от заработной платы, рабочих мест и развития местной экономики.
Татьяна Миролюбова как председатель комитета воспользовалась правом рефери и резко завершила обсуждение, передав слово Сергею Ветошкину. Депутат спросил о планах выделения средств на обновления автопарка поликлиник, и тема обсуждения временно поменялась. Но потом слово вновь взял Александр Григоренко, и спор возобновился.
«Не хотел выступать, но придется. Будем честными, главы сейчас фактически назначаются краевыми властями. Почти весь бюджет муниципалитетов сейчас контролируется через субвенции, дотации и т.д. Собственных источников доходов у муниципалитетов, кроме ряда крупных
Глава фракции партии «Единая Россия» Юрий Борисовец обратился к Александру Григоренко и заявил, что полностью поддерживает его высказывание о том, что край должен влиять на муниципалитеты. «Но вы внесли законопроект о возвращении прямых выборов. Выборы -выборами, но бюджет-то никто не поменяет. Как было 10 млн руб., так они и останутся. Если вы считаете, что глава должен быть избран, то как край должен поступать с муниципалитетами, если глава не будет от них зависеть?», — поинтересовался он.
Александр Григоренко ответил, что сейчас по факту мы имеем практически назначаемых глав и практически полностью регулируемые бюджеты муниципалитетов со стороны края. «Мое личное мнение, что если будут возвращены прямые выборы глав, то необходимо параллельно менять и финансовую систему. Естественно, если этот законопроект примут, то мы внесем целую серию законопроектов, которые будут все это возвращать»,- пояснил он.
«А вы не хотите сначала поменять финансовую систему, а потом только возвращать выборы?» — спросил Юрий Борисовец.
«Это вопрос не ко мне, а к руководителю фракции ЛДПР. Я свое мнение высказал. Я считаю, что в муниципалитетах должна относительно независимая финансовая система, собственный источник доходов, а главы должны выбираться»,- подчеркнул депутат.
Татьяна Миролюбова отметила, что это идеологический спор между фракциями, и предложила передать слово следующему человеку.
В итоге слово взяла Ольга Антипина. «По выступлению Александра Григоренко, складывается впечатление, что сидит такая региональная власть, все деньги под себя подобрала и обделила и раздела догола бедные муниципалитеты. Хочу отметить, что все наши межбюджетные отношения регулируются краевым законом, в котором прописано, что мы гарантируем равное обеспечение полномочий и органам местного самоуправления и органам субъекта РФ. То есть, у нас все полномочия обеспечиваются одинаково. И, несмотря на это, из краевого бюджета продолжаются финансироваться муниципальные полномочия. Может быть, все-таки это вопрос в эффективности управления теми деньгами, которые выдаются муниципалитетам? Может быть, надо как—то внимательнее быть и населению и депутатам местного уровня к тому, какой бюджет они принимают и как им распоряжаются? Может быть, тогда таких проблем, которые сейчас возникают, и не будет», — заявила чиновница.
Татьяна Миролюбова отметила, что Александр Григоренко говорил о том, что в муниципалитетах проблемы возникают не из-за того, что главу назначают, а из-за того, что у муниципалитета нет собственной доходной базы. На что Ольга Антипина заявила, что она одинаковая у всего Пермского края. «Но кто-то за эти деньги умудряется вести бюджет, а кто-то нет»,- подчеркнула она.
Александр Григоренко поблагодарил краевую власть и губернатору за то, что за последние годы в муниципалитеты направляются серьезные финансовые средства. «Я понимаю, что вы во многом идете вразрез полномочий. Грубо говоря, вы не обязаны делать многие вещи. Но, с другой стороны, проблема даже не выборности глав, а в том, что у муниципалитетов осталось очень мало источников собственного дохода при том объеме полномочий, который у них есть. В любом случае региону придется им помогать. Во-вторых, даже если будет выборность глав, все равно муниципалитеты останутся в полной зависимости от краевых властей. И соответственно край останется отвечать за те или иные проблемы, которые есть в муниципалитете», — пояснил он.
«Что вы понимаете под собственными доходами? Дотация — это тоже собственный доход муниципалитета. Посмотрите на темпы роста бюджета в целом», — отметила Ольга Антипина.
«Спасибо коллеги. Закроем дискуссию»,- сказала Татьяна Миролюбова и объявила голосование.
Наталья Тимофеева журналист
Последние новости
Вниманию НКО! В эксплуатацию введен новый Портал для некоммерческих организаций!
Портал Минюста позволяет представлять отчетность в Минюст России в электронном виде через личные кабинеты НКО.
Назначен исполняющий обязанности председателя Арбитражного суда Пермского края
Заместитель председателя Краевого арбитражного суда Сергей Торопицин назначен Верховным Судом РФ на должность исполняющего обязанности председателя Арбитражного суда Пермского края, сообщает пресс-служба судебного органа.
В Пермском крае реализуется проект «Значимый взрослый»
В ходе реализации проекта наставники помогут подросткам в вопросах решения различных задач Пермский край вошёл в число 11 регионов, где реализуется пилотный проект «Значимый взрослый».
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку