В школе и без школы: образование глазами детей

Минувший школьный год оказался неспокойным для пермской системы образования.

Минувший школьный год  оказался неспокойным для  пермской системы образования. Конфликты, в  которые пришлось вмешаться даже прокуратуре и  суду, привели к  серьёз­ной дискуссии о  качестве образования, о  соблюдении прав детей в  школах, о  качестве управления городским образованием. Это  важный разговор, участвовать в  нём должны не  только взрослые. Необходимо услышать, что  думают сами школьники, ведь конечная цель  — именно  они. Мы  дали слово трём детям, каждый из  которых представ­ляет свой способ обучения: статусная школа, рядовая городская школа и  семейное обучение.

«Я рада, что  снова в  школу» Аня  Анкудинова, 9-й класс, школа №2 с  углублённым изучением предметов гуманитарного профиля Фото:  Алёна Ужегова

— Начался новый учебный  год. Что  ты  чувствуешь?

— Я  рада, что  снова в  школу, но  морально не  готова. Я  иду  в  девятый класс, а  это  экзамены, это  подготовка и  стресс. Мне  будет ещё сложнее сов­мещать учёбу, тренировки и  дополнительные занятия. Не  знаю, как  это  получится. Я  хочу в  школу, но  я  не  готова к  девятому классу.

Мне  нравится общение с  друзьями, нравятся отношения с  учителями  — я  всегда могу поговорить с  ними и  получить поддержку и  совет. А  ещё школа структурирует моё время. Когда ты  сидишь дома во  время каникул, ты  ничем не  занимаешься, у  тебя нет  каждодневных обязанностей, и  бывают дни, когда я  не  знаю, чем  себя занять; а  во  время учебного года я  знаю, что  у  меня есть список необходимых дел, есть план. Я  такой человек, что  мне  обязательно нужен план.

— Какие у  тебя отношения с  ровесниками, с  учителями?

— У  меня много друзей. Я  общаюсь и  со  своей параллелью, и  с  теми, кто  старше и  младше. У  нас  в  школе хорошая атмосфера, нет  презрения ни  к  кому. Бывают, конечно, конфликты, и  довольно часто  — и  между ребятами, и  с  учителями. Весной у  нас  поставили годовые контрольные по  обществознанию и  истории на  один день, и  я  попросила учительницу перенести одну из  них. Она  мне  ответила так, что  я  почувствовала себя в  чём-то виноватой, и  потом перед всем классом упрекала меня в  том, что  у  меня слишком много смелости. Почему-то, когда мы  выражаем своё мнение учителям, им  кажется, что  мы  хамим.

— Какой учитель для  тебя идеальный?

— Это  и  учитель, и  друг, и  профессионал, который может увлечь своим предметом, и  человек, который может дать совет. У  нас  была такая учительница. Мы  могли подойти к  ней  и  обнять, рассказать свои секреты. Мы  чувствовали себя любимыми. Она  знала каждого и  к  каждому могла найти подход, у  неё со  всеми были хорошие отношения. Она  могла быть строгой, если это  было надо. Она  не  вешала ярлыки.

— Каким был  бы  твой идеальный день?

— Утром я  бы  училась, а  придя домой, делала бы  домашнее задание и  ходила на  тренировки. Но  в  жизни так  не  получается, потому что  после школы я  устаю и  мне  хочется спать. Из-за этого я  пока не  могу составить для  себя удобный план  дня.

— А  что  нужно, чтобы получилось?

— Ещё один час  в  сутках! Или  хотя бы  сделать поменьше уроков. Мы  учимся с  8:00 до  14:00, затем я  бегу на  тренировку, и  потом у  меня есть вечер  — с  пяти часов. Теоретически времени достаточно, но  только если не  отвлекаться больше ни  на  что, кроме уроков. А  мне  нужно отдохнуть, тем  более что  у  меня нет  ни  одного полностью свободного дня  на  неделе: в  субботу мы  учимся, в  выходные у  меня тренировки… Я  не  знаю, когда мне  отдыхать. Даже на  тренировке я  не  могу полностью отключиться от  мыслей об  учёбе, я  постоянно помню о  том, что  мне  нужно сделать и  по  каким предметам, когда я  вернусь домой.

Было бы  легче, если бы  уроки ставили блоками. Например, в  понедельник только лингвистика, во  вторник только математика, чтобы не  думать обо  всём сразу. А  сейчас всё перемешивается в  голове и  слишком много «домашки» каждый день, это  тяжело.

Я  ловлю себя на  том, что  живу зав­трашним днём. Вечером думаю: «Так, завтра среда, потом четверг, это  лёгкий день, потом пятница и  потом всё, выходные». И  успокаиваю себя тем, что  всё это  скоро закончится.

— Что  требует больше всего сил?

— Мне  кажется, домашние задания. Такое ощущение, что  школа претендует на  всё твоё время и  хочет, чтобы ты  занимался только  ею. Пространства для  саморазвития не  остаётся совсем. Нет  никакой возможности самому распоряжаться своим временем и  планировать  его. Если бы  нам  давали объём за­даний на  неделю, мы  могли бы  сами распределить его  по  дням, а  так  — полная неопределённость: может быть, завтра зададут так  много, что  не  останется времени, а  может быть, будет контрольная…

— Если бы  у  тебя было много свободного времени, чем  бы  ты  занялась?

— Из-за того, что  всё время занято, жизнь очень однообразна, и  это  надоедает. Если бы  времени было больше, я  хотела бы  сходить куда-нибудь с  родителями, просто посидеть дома, посмотреть фильмы. Побыть с  друзьями! Нам  с  ними некогда видеться, у  нас  есть только время, пока мы  идём от  школы до  остановки, всё остальное время все  очень заняты. Из-за этого мы  идём целый час  до  остановки, хотя на  самом деле это  занимает минут  15. Всё наше общение тоже об  учёбе: «А ты  это  сделала?.. А  объясни, как  делать». Простого общения очень не  хватает.

— Есть что-то, что  расстраивает тебя в  школе?

— Мне  кажется, что  с  нас  слишком много требуют и  считают, что  мы  уже  взрослые и  можем столько делать, а  это  не  так. Учителя говорят нам: «Вы думаете, с  нами так  не  было?» Но  нет, не  было! Время идёт, и  жизнь очень изменилась, нам  сейчас правда тяжелее, чем  было им  в  школе.

Мне  не  нравятся требования к  внешности. Нам  нельзя ходить в  школу с  распущенными волосами, а  в  случае нарушения нас  сразу вызывают к  директору. В  школе очень холодно зимой, и  мы  ходим в  толстовках или  свитерах, но  нам  это  тоже запрещают. Нам  повторяют, что  в  школе разрешён только деловой стиль: блузки с  длинным рукавом, юбки, пиджаки, остальное нельзя. Во  время истории с  розовыми волосами в  школе провели линейку и  сказали: «Нет, мы  вам  не  запрещаем, но  в  уставе школы написано «классический стиль», а  классический стиль не  подразумевает цветных волос». Когда в  августе мы  с  подружкой, у  которой персиковые волосы, ходили получать учебники, ей  сказали, чтобы к  1  сентября этого цвета не  было.

Я  не  понимаю, почему учителя могут красить волосы и  даже делать цветные пряди, а  мы  нет? Почему нас  заставляют носить форму, а  к  учителям такого требования нет? Если в  школе хотят создать деловую атмосферу, то  почему не  требуют соответствующего внешнего вида от  всех?

Нас  заставляют участвовать в  разных мероприятиях. В  школе принято, что  ученики с  пятого по  восьмой класс делают новогодний КВН, и  от  нас  требуют этого. Ну  почему мы  должны делать в  праздник то, что  нам  не  нравится? А  ведь считается, что  эти  мероприятия организовываются для  нас!

Требования к  внешнему виду, обязательные праздники  — всё это  выглядит так, будто нас  хотят загнать в  рамки. Нам  говорят: «Учитесь самовыражаться», но  в  то  же  время мы  все  должны выглядеть одинаково и  поступать одинаково. Я  не  понимаю…

— Что  тебе вспоминается, когда ты  думаешь о  школе?

— Для  меня стало тяжёлым осознанием, что  уже  девятый класс и  скоро я  расстанусь со  многими из  своих одноклассников, потому что  в  старших классах нас  перемешают, а  часть ребят уйдёт из  школы. Я  взрослею, и  мне  так  этого не  хочется. Я  хочу каждый год  приходить в  восьмой класс, чтобы уже  не  быть маленькой, но  и  не  становиться взрослой. Так  грустно стало сейчас…

«Хочу ещё побыть на  каникулах» Никита (имя  изменено), 6-й класс, обычная городская школа Фото:  Алёна Ужегова

— Начался новый учебный  год. Что  ты  чувствуешь по  этому поводу?

— На  самом деле я  не  очень хочу идти в  школу, я  хочу остаться на  каникулах. Я  хочу ещё три  месяца побыть на  каникулах.

— Почему так?

— У  меня не  очень хорошие отношения с  классной руководительницей. Если бы  на  её месте был  другой учитель, я  бы  так  не  расстраивался. Она  ругает меня из-за каждой мелочи и  постоянно преувеличивает. Например, если я  не  так  написал домашнее задание, она  сразу говорит, что  нужно вызывать комиссию по  делам несовершеннолетних и  полицию. Мне  обидны её поведение и  её угрозы. Это  несправедливо. (Плачет.) В  конце учебного года она  меня игнорировала, и  это  было для  меня очень хорошо.

И  ещё мне  не  нравятся уроки  изо. Нас  не  учат рисовать, просто просят нарисовать что-то. Я  занимаюсь рисованием дополнительно, в  студии, поэтому на  уроке быстро рисую то, что  нужно, и  потом мне  скучно.

— Какой учитель для  тебя идеальный?

— Я  бы  хотел, чтобы все  учителя были как  наши учителя по  литературе или  по  робототехнике. Они  добрые и  справедливые, не  придираются, а, наоборот, поддерживают учеников: «Давай, ты  сможешь!» Помогают, если что-то не  получается, и  дают возможность исправить оценки.

— Что  ещё тебе нравится в  школе?

— Литература, математика, робототехника и  физкультура. На  литературе мне  нравится анализировать произведение, которое я  прочитал, и  отвечать по  нему на  вопросы. На  робототехнике мне  нравится конструировать и  программировать или  играть в  логические игры на  компьютере. На  математике мне  нравится считать, а  больше всего  — решать задачи: рассуждать, думать. Иногда бывает, что  я  решу задачу и  жду, когда другие решат. Мне  нравится смотреть, как  они  рассуждают, а  я  потом говорю правильное решение. И  ещё я  люблю перемены.

— У  тебя есть школьные друзья?

— Я  дружу с  одним мальчиком из  класса. Мы  видимся с  ним  не  только в  школе, но  и  после неё. Мне  нравится ходить к  нему в  гости, потому что  у  него много настольных игр  типа «Монополии». Ещё он  любит играть в  шахматы, а  я  в  шашки, и  мы  играем в  обе  эти  игры. Он  всегда выигрывает в  шах­маты, а  я  в  шашки.

— А  с  остальными ребятами из  класса у  тебя какие отношения?

— Не  очень хорошие. У  нас  в  классе всего пять мальчиков, и  с  одним из  них  я  дружу. У  остальных трёх мальчиков своя группа, и  они  постоянно издеваются над  моим другом, а  заодно и  надо мной, раз  я  дружу с  ним. Они  обзывают… ну… я  не  хочу говорить об  этом. (Плачет.) А  с  девочками я  не  дружу, но  и  не  ссорюсь.

— Почему ты  ходишь в  школу?

— Чтобы учиться. Это  нужно для  того, чтобы поступить на  хорошую работу.

— Как  ты  думаешь, твоя учёба помогает тебе достичь этой цели?

— Я  не  знаю. Я  не  думал об  этом. Наверное. Я  думаю, математика мне  точно пригодится, и  робототехника. А  остальные предметы… не  знаю.

— У  тебя хорошие знания?

— Я  думаю,  да. Я  ведь умею решать логические задачи и  собираю кубик Рубика, а  для  этого нужно выучить формулы.

Я  часто читаю в  интернете что-то интересное дополнительно, обычно про  космос или  математику, про  разные удивительные числа, например число Грэма. Мне  это  нравится.

— Как  бы  выглядел идеальный день, если бы  ты  сам  решал, что  и  когда делать?

— Я  бы  вставал пораньше, в  первую очередь учился и  потом уже  был  бы  свободен, и  в  это  время я  бы  ходил на  занятия изо, в  гости и  развлекался. Я  хотел бы  ходить в  кружок программирования, если бы  было больше времени. И  ещё я  попросил бы  маму купить новый клеевой пистолет и  картон и  построил бы  какую-нибудь большую модель. Например, настольный баскетбол из  картона.

— С  каким настроением вечером ты  думаешь о  том, что  завтра в  школу?

— В  конце учебного года я  собирался в  школу уже  через силу. Мне  не  хотелось идти. Но  всё-таки я  шёл, потому что  надо и  нельзя не  пойти. Если я  пропущу, классная руководительница будет меня ругать.

— Много сил  отнимает учёба в  школе?

— К  вечеру я  устаю и  засыпаю около 22:00. Очень много сил  отнимает домашнее задание. Когда я  прихожу домой после школы, я  понимаю, что  ещё нужно будет делать домашнее задание, и  уже  от  одних этих мыслей устаю. Если бы  не  оно, мне  было бы  гораздо легче и  я  с  бóльшим удовольствием ходил бы  в  школу.

«Первое сентября я  просто не  заметил» Андрей Путяков, 7-й класс, второй год  на  семейном обучении Фото:  Алёна Ужегова

— Что  для  тебя значит 1  сентября?

— Для  меня это  обычный день, ведь мне  не  нужно идти в  школу на  линейку и  классный  час. Я  не  чувствую ни  радости, ни  огорчения по  поводу этой даты. Конечно, это  означает, что  скоро нужно будет начать учиться, но  на  семейном образовании это  делать гораздо проще. Я  помню, что, когда учился в  школе, ощущения были другими. Может быть, будет преувеличением сказать, что  приближение 1  сентября действовало на  меня угнетающе, но  как  минимум я  грустил. Ранние подъёмы и  довольно скучные дни, потому что  все  они  похожи друг на  друга.

Сейчас начало учебного года не  озна­чает для  меня ни  ранних подъёмов, ни  домашних заданий или  контрольных, ни  скуки. Я  могу жить в  удобном для  меня режиме, хожу в  большое количество кружков и  секций, у  меня много впечатлений, я  бываю на  открытии музейных выставок, и  жизнь не  кажется однообразной. Поэтому я  спокойно отношусь к  1  сентября. Точнее, честно говоря, я  его  вообще не  заметил.

— Что  тебе нравится в  учёбе?

— Самое важное, что  я  могу сам  её планировать. Единственные рамки, которые есть,  — это  требование сдать аттестации по  всем предметам к  концу года. Всё остальное зависит от  меня: во  сколько встать, в  каком порядке учить предметы и  в  какое время дня, сколько параграфов прочитать сегодня и  так  далее.

Для  меня важно, что  я  могу выбрать источник информации. В  школе учителя не  выберешь, а  сейчас я  могу это  делать: из  нескольких сайтов с  лекциями по  предмету пользоваться тем, где  рассказывают интересно и  понятно для  меня. Например, летом я  начал проходить онлайн-курс по  математике, где  посмотреть ещё один урок  — это  10  минут радости, а  не  необходимость. Небывалое дело: я  ставлю видео на  паузу и  стараюсь сам  решить задачу или  пример до  того, как  объяснит учитель. Мы  с  мамой смеёмся  — вот  что  с  ребёнком хороший учитель делает! Мне  кажется, все  лекции должны быть именно такими. Если в  течение года попадается трудная тема, мне  её может объяснить мама. Она  гораздо лучше понимает меня, чем  любой учитель, и  объясняет так, как  понятно именно  мне.

Я  заметил, что  сейчас я  по-нас­тоя­щему стараюсь понять и  запомнить предмет. По-настоящему готовлюсь к  аттестациям, а  в  школе к  контрольным и  тестам не  готовился, мне  было всё равно. Появилась уверенность в  том, что  я  точно сдам, и  я  довольно спокойно чувствую себя перед аттестациями.

Мои  оценки стали лучше, чем  были в  школе, большинство  — пятёрки. Мне  кажется, это  произошло как  раз  из-за того, что  я  сам  выбираю источник информации и  в  разы меньше волнуюсь. Учёба перестала быть чем-то неприятным.

— А  что  тебе не  нравится в  твоей учёбе?

— Я  не  вижу никаких минусов по  сравнению с  учёбой в  школе. Мне  всё нравится. Мне  стало интереснее учиться.

— Зачем ты  учишься?

— Я  учусь, чтобы сдать экзамены и  потом получить ту  профессию, которую я  захочу. Если бы  не  это, я  бы  не  учился. А, нет, каждый раз  после сдачи аттестации мы  с  мамой заказываем пиццу или  едим её в  ресторане  — вот  зачем я  учусь. (Смеётся.)

— Приближает ли  тебя твоя учёба к  цели?

— Да, приближает. Причём я  сейчас говорю не  только про  школьные предметы, но  и  про  те  кружки, которые касаются моей будущей профессии. По  сути, это  дополнительное образование, которое я  сейчас уже  получаю. Кстати, в  школе дают слишком общие знания, а  вот  в  кружках  — более специализированные и  конкретные. Не  все  школьные предметы мне  понадобятся, но  зато некоторые точно пригодятся, я  это  понимаю. На  этот учебный год  я  себе поставил цель  — получить определённую годовую оценку по  математике, а  для  этого мне  нужно больше заниматься. Я  уже  прохожу онлайн-курсы по  математике, в  течение года буду заниматься ещё в  онлайн-группе по  алгебре и  геометрии.

— У  тебя много свободного времени?

— Смотря что  считать свободным временем. Если от  учёбы, то  много, она  занимает только четыре-пять часов в  день. Но, если честно, времени всё равно не  хватает. В  прошлом году не  получилось записаться во  все  кружки, куда я  хотел, потому что  не  хватило времени. Если бы  его  было больше, я  бы  ходил на  большее количество занятий. Это  увлекательно, и  я  учусь там  новому.

— Какое место в  твоей жизни занимает учёба?

— Наверное, это  просто одно из  дел  в  течение  дня. В  школе это  немножко иначе. Я  согласен с  ребятами, которые говорят, что  школа занимает почти всё время и  отнимает много  сил. Помню, что  я  часто приходил после уроков и  засыпал, потому что  уставал. Сейчас я  именно от  учёбы не  чувствую усталости вообще, разве только если попадётся трудная тема. Хотя, конечно, к  вечеру после тренировки, занятий в  «Кванториуме» или, например, в  скаутском кружке я  устаю.

— Школа  — это  не  только учёба, но  и  друзья. Какой у  тебя теперь круг общения?

— Когда я  учился в  школе, у  меня было полкласса приятелей, сейчас их, естественно,  нет. Но  взамен школьных друзей у  меня появилось огромное количество знакомых из  кружков и  секций, куда я  хожу. Благодаря тому, что  у  меня много времени, я  могу познакомиться с  очень разными людьми.

Мне  хватает общения, тем  более что  мой  круг общения близок мне  по  духу. В  классе у  ребят разные интересы, разные вкусы и  так  далее. А  когда я  прихожу в  кружок, я  встречаю людей с  теми же  интересами, что  и  у  меня. Нам  проще понять друг друга, и  я  не  могу вспомнить конфликтов. Сейчас я  вижу больше доброты вокруг себя и  больше доброты в  отношениях со  сверстниками.

Меня удивляет, что  люди переживают о  моей социализации. Одна из  моих бабушек до  сих  пор  волнуется об  этом. Но  у  меня нет  проблем в  общении с  любыми людьми, с  незнакомыми тоже. В  новых коллективах я  быстро осваиваюсь, у  меня тут  же  появляются приятели.

— Почему ты  согласился перейти на  семейное образование?

— Мне  было интересно попробовать новое. Вдруг это  действительно окажется лучше, чем  школа? Честно говоря, школа мне  совсем не  нравилась. Меня заставляли ходить туда только страх не  сдать экзамены и  остаться на  второй год  и  общение с  ребятами. Сейчас я  учусь не  из  страха, а  из  интереса.


Полина Путякова журналист

Последние новости

Как правильно ухаживать за частотным преобразователем?

Пошаговое руководство по техническому обслуживанию и профилактике: продлите жизнь частотника и забудьте о поломках.

Летающая скорая помощь в Прикамье приняла на борт самого маленького пациента

Новорожденный появился на свет сутки назад   freepik.com Впервые в новейшей истории санитарной авиации Пермского края воздушная скорая помощь эвакуировала самого юного пациента – новорождённого,

Этой весной в Пермском крае от укусов клещей пострадали шесть человек

Среди них один ребенок Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО. Перейти в Фотобанк КП В Пермском крае начался сезон клещевой активности.

Пермское УФАС согласовало преференцию для развития образования и науки

Её предоставление направлено на проведение мероприятий по оценке кандидатов на включение в кадровый резерв Пермского края В антимонопольную службу обратилась администрация губернатора Пермского края с заявлением о дач

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Черкесске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *