От первого лица: новая школа

1 сентября в школах Пермского края за парты сели 37,5 тысяч первоклассников.

1 сентября в школах Пермского края за парты сели 37,5 тысяч первоклассников. Второй «ковидный» учебный год начался с очных радостных встреч. О том, каким он будет, и какие изменения происходят в системе образования Прикамья, журналисту Properm.ru рассказала министр образования Пермского края Раиса Кассина

Раиса Алексеевна, вы всегда придерживались политики обучения по месту жительства, были против экзаменов в первые классы...
Дети в начальной школе должны учиться рядом с домом. На мой взгляд, все должно быть устроено очень просто: до 5 класса никаких замеров, никаких предпочтений одних детей другим. А вот творческие способности надо выявлять и развивать с раннего возраста. Для этого есть музыкальные, художественные и другие школы.
А в обычных общеобразовательных школах специализация, дифференциация должна начинаться с 5 класса, еще лучше с 7 класса. Я против ранней профилизации, когда не сам ребенок выбирает занятие по душе, а удовлетворяет родительские амбиции.
Для обучения пятиклассников можно набрать совершенно спокойно 1-2 профильных класса. Причем это будут готовые для такого обучения дети, которые могут, и, главное, хотят развиваться именно в этом направлении.
Если в 5 классе ребенок не смог поступить в профильный класс, у него должна быть возможность подготовиться и поступить на профильное обучение в 7-м, 8-ом, 10-ом классе – можно сделать донабор.
Многие родители считают, что для воспитания ребенка нужна не просто школа, где будет хорошее образование, а какая-то элитная спецподготовка.
На самом деле начальные школы везде похожи друг на друга, и никакой специализации, кроме творческой, не требуют.
Я правильно понимаю, что для хорошей подготовки не требуется создание отдельных учреждений?
– По закону каждая школа может осуществлять любую подготовку. Элитные школы завоевали себе имя, но сделать такую школу может любая команда.
Я за такие школы, которые точно нашли свою направленность и получили поддержку детей и родителей.
Изжили ли себя статусные школы?
– Я не думаю, что они себя изжили совсем, потому что у этих школ крепкая слава, сильные учителя, хорошее оборудование, сильнейшие традиции. В статусных школах сложилась некая среда, которая является не только обучающей, но еще и воспитывающей. Например, в этих школах модно хорошо учиться.
Но статусным школам тоже надо перестраиваться, иначе они не успеют за теми школами, которые сейчас быстрыми темпами нарабатывают себе имя, разрабатывают дополнительные курсы, приглашают хороших преподавателей, имеют связи с московскими подобными школами, лицеями. Эти новые школы готовы предложить дистант ребенку, и не потому, что ковид, а потому что на дистанте он может достичь большего. Настолько сейчас разнообразным может быть обучение, что новые школы делают более быстрые движения, чем те школы, которые устоялись, которые мы называем элитными.
–А как же перестраиваться статусным школам?
– Я за многопрофильность. Можно сделать классы разной направленности. Мы же не приобретаем кабинеты физики только для образовательных учреждений с углубленным изучением физики. Мы приобретаем их для всех школ. Школа должна предоставлять больше возможностей для развития детей. Это процесс не очень быстрый, потому что не везде есть учителя такого высокого уровня, чтобы детям можно было предложить сильную физику, сильную биологию, сильное творчество, но постепенно это будет, я уверена.
– Что можно предложить учителям, как их стимулировать, кроме как финансово?
– Меняется поколение студентов и выпускников педагогических вузов. В 1990-е годы мало было тех, кто поступил туда по призванию, шли по остаточному принципу. Сейчас – нет. Сейчас меняется подход к получению педагогического образования. Педагог может стать менеджером, а менеджер никогда не станет педагогом. Нужно сначала получить классическую специальность, которая обеспечит нормальную жизнь. Это первое.
Второе. Стабильная зарплата, стабильная работа.
В школу приходят люди, которые любят детей, которым нравится общаться с ними, заниматься, ходить в походы – это их жизнь.
У меня был проект «Напиши письмо министру», где студенты педуниверситета высказывали всякие замечания и предложения. Там редко встречалось слово «деньги». Работа в школе становится престижной, стабильной, надежной.
Могут ли школы перейти на дистант в этом году?
– Конечно, нет. Образование должно быть очным. К дистанту мы теперь готовы полностью, приобрели огромное количество техники, в школах – хороший интернет, покупаем у лучших поставщиков готовый контент –учебные материалы, которые можно использовать для работы на обычных уроках и на дистанционных. Сейчас российская платформа позволяет любое количество подключений, ее передают бесплатно, так как мы являемся пилотной территорией.
В прошлом году для 101 школы приобрели компьютеры, в этом году – еще для 164 школ. Закупка проходила в рамках нацпроекта. На следующий год доукомплектуем оставшиеся школы. Кроме того, для оснащения школ у нас есть региональные деньги.

Повлиял ли ковид на статистику успеваемости в 2020 году? Говорят, отличников и стобальников стало больше?
– Одним из критериев оценки качества образования, конечно, выступают результаты ЕГЭ. В этом году средние тестовые баллы по предметам в регионе выше всероссийских показателей. Например, средний балл по профильной математике в крае выше среднего по России почти на 7 баллов, по географии – на 9 баллов, по химии – на 5 баллов. Если говорить о стобалльниках, таких 113 человек, среди них три мульти-стобалльника. Это Илья Холкин и Мария Макеева из лицея №10 и Олег Одинцов из школы № 146. У нас выросло количество высокобалльных работ (от 81–100 баллов) – всего их 7,5 тыс., в прошлом году было 6,3 тыс.
Сколько учителей поставили прививки против короновируса?
– Сейчас 70% педагогов привиты. Я считаю, что все, кто может быть привит, за исключением больных и тяжело переболевших, должны быть привиты, потому что педагоги ответственны не только за себя, но и за детей.
Вслед за сочинским образовательным центром «Сириус» для выявления и поддержки одаренных детей, в регионах ведется строительство аналогичных центров. Проект очень дорогостоящий. Готов ли край содержать пермский «Сириус» – «Академию первых»?
– Нашему краю это под силу. У нас огромные возможности. Все регионы пошли по пути приспособления действующих зданий, в том числе заброшенных. Мы строим новое. Потому что губернатор ставит четкую задачу в сфере развития образования, в том числе и дополнительного, – все дети должны быть обеспечены равными возможностями. Современный мир требует не просто обучения по общим образовательным программам, он требует еще и специализации. Поэтому отдельное просторное помещение «Академии первых» позволит нам осуществлять несколько заездов ребят со всего края. Главное построить. Это недешево, но там должно быть все для раскрытия способностей детей, для их продвижения, их личностного роста. Внутреннее пространство мы продумали очень качественно. У нас будет замечательное здание.    Там будет общежитие, потому что дети приезжают на 3 недели. Там будут проживать и дети из краевого центра, потому что очень много вечерних занятий. Пока у нас все получается. Предусмотрели абсолютно все, чтобы принимать как можно больше детей.
Это первое подобное масштабное краевое учреждение?
–Мы строим новые здание для авиационного техникума, проводим реконструкцию Славяновского училища, завершили строительство мастерских для строительного колледжа, в Лысьве совсем скоро также появятся новые мастерские для студентов.
Школы строим за счет федерального и регионального бюджетов.
В селах продолжается закрытие школ? Оттуда в последнее время поступает много звонков, жалоб…
– У нас нет задачи закрыть школы. Губернатор вообще против закрытия школ. Закрытие школ – крайне редкое явление, и это вынужденная мера. Причин может быть три: когда не стало практически детей, когда некому учить и когда здание в таком состоянии, что ремонт уже не спасет. Поэтому закрывают единицы школ, гораздо более эффективно юридически объединять школы.

Например, у Лысьвенской школы сейчас четыре филиала. И теперь впервые в каждой школе есть учитель английского языка, это один и тот же учитель, просто он может работать в разных школах. Так же с физикой или с системным администратором. Где набрать учителей на каждую деревенскую школу? Сейчас, когда школы объединились, учитель в один день едет в одну школу, в другой день в другую школу... У нас сразу выросло качество образования в этих школах.
Учителей довозят до места, привозят обратно. Они не так сильно устают. У нас были случаи раньше, когда учителя ночевали на стульях. Сейчас учитель нормально добирается до места учебы детей, ведет уроки, занимается внеклассной работой, и едет обратно. Я за такое образование. Выросла зарплата, повысилось качество образования.
Сколько в крае ветхих и старых школ?
– Всего 106 деревянных школ, они не все ветхие. На состояние влияет множество факторов, есть крепкие деревянные здания.
Сколько школ будут оптимизированы в ближайшие годы? В каких территориях? Сколько построено?
– Оптимизация школ проводится в исключительных случаях. В настоящее время муниципалитетами сформированы планы на реорганизацию 20 школ в 2021-2022 годах в семи муниципальных образованиях Пермского края – это Куединский, Кунгурский муниципальные районы, Юсьвинский, Кочевский округа, Пермский район, Еловский и Октябрьский городской округ.
Сегодня существует проблема переполненности образовательных учреждений в регионе – во вторую смену обучается 24,9%    от общего количества учеников, поэтому сейчас идет активная школьная стройка. До 2023 года будет введено в строй 25 школ. Подаем заявки на строительство школ в рамках государственно-частного партнерства. Минпросвещения России одобрило заявки Пермского края на федеральное софинансирование строительства четырех школ, две из которых будут построены в рамках ГЧП. Кроме того, на второй отбор распределения федеральной субсидии допущено семь школ в Перми и Пермском районе. В декабре подаем третью заявку.
Какие школы в крае самые перегруженные?   
– В Перми и в Пермском крае есть школы, в которых доля обучающихся во вторую смену составляет 30% и более. В селе Сива 50% учащихся учатся во вторую смену. Это единственная в том кусте школа, куда приезжают дети из семи    деревень. Замечу, школа новая и построена в 2012 году. На сегодняшний день принято решение о строительстве еще одного корпуса на 300 мест.
Есть проблемы в Чайковском, Верещагино, Соликамске, Кунгуре, Краснокамске. Острая потребность в школьных местах в Пермском районе. Введены в эксплуатацию школы в Перми, в Сылве, в Березниках, завершаем в этом году строительство школ в Чайковском, Соликамске, Порошево. Планируем раньше срока завершить строительство школы в Кировском районе и сдать объект до конца года.
С 2015 года в Прикамье открыли 17 новых школ на 9250 учащихся.
– Лучшие ученики Перми и края поступают в столичные вузы и уезжают. Высшее образование, которое можно получить в регионе, их не прельщает. В вузах края закрываются направления…
– Миф про то, что все хотят уехать и учиться в вузах других городов, я не поддерживаю. Например, в 2020 году мы собирали информацию, сколько пермских школьников поступают в вузы из списка ТОП-100, куда, кстати, входит и Политех. Получилось, что 2,2 тыс. ребят поступили в наш вуз, еще порядка 70 уехали в Екатеринбург в УРФУ и в Москву в ВШЭ, 46 школьников поступили в Казанский университет. Все места на очные формы обучения в рамках контрольных цифр приема заняты.
Очень много абитуриентов выбирают наши пермские вузы. Мы ведем систематическую работу по привлечению и удержанию кадров здесь, в Пермском крае.

Последние новости

В Минздраве Пермского края рассказали, как бороться с ожирением

Сейчас в России проходит неделя популяризации подсчета калорий. Вопрос правильного питания становится все более актуальным в последнее время в связи с увеличением случаев ожирения в обществе,

Приглашаем принять участие в конкурсе

Совет судей Пермского края проводит III ежегодный конкурс «Правосудие глазами СМИ» на лучшее освещение деятельности судов и органов судейского сообщества в средствах массовой информации.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Балашове, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *