Маленький комиссар большой войны. Как скромный преподаватель философии подростком подрывал эшелоны в тылу врага
Далеко не все из студентов Пермской фармакадемии знали, что их бывший преподаватель, невысокого роста, скромный,
Сын полка
Военная служба началась для Григория в возрасте, когда его сверстники еще играли в лапту и катались на салазках со снежных горок. Двенадцатилетним мальчуганом он стал «сыном полка» в 17-й стрелковой дивизии Белорусского особого военного округа.
Ратное дело не позволяет скидок на возраст: полтора предвоенных года рядовой Кузнецов наравне со взрослыми занимался боевой и политической подготовкой, как штык поднимался ни свет ни заря по сигналам учебно-боевой тревоги. Однако тревога ранним утром 22 июня 1941 года перечеркнула время надвое: «Война!» Ее ждали, но удар все равно оказался неожиданным...
На второй день вторжения вражеская воздушная разведка обнаружила 271-й полк, и «юнкерсы» начали бомбить колонны на марше.
- Около 11 часов утра мы приняли первый бой, – вспоминает Григорий Леонтьевич. – Немцы поливали наши позиции минометным и автоматным огнем. У нас же в подразделении были минометы, но не было мин к ним! За месяц до начала войны в полк поступил... один автомат ППШ.
Что бы на это сказали некоторые ретивые современные «ученые», бесстыдно стремящиеся перекроить историю, утверждающие, будто Гитлер, напав на СССР, мол, упредил Сталина, готовившегося напасть на «мирную» Германию?.. Вот тебе «армия вторжения» – без мин, с одним автоматом на 2500 бойцов...
– Фашисты имели подавляющее преимущество в технике, у нас же – одна автомашина на весь полк! А так всё на конской и людской тяге, - рассказывает Кузнецов. – У фрицев же даже конные повозки были приспособлены для войны, по сравнению с ними наши выглядели крестьянскими телегами.
Свой последний бой полк провел в окружении 1 – 2 июля около города Дзержинска. Григорий принимал участие в том сражении, в котором красноармейцы уничтожили пять немецких грузовиков с живой силой.
Наши тоже несли большие потери, поэтому командир принял решение разбить подразделение на мелкие группы и пробиваться на восток к своим. Кузнецова же решил поберечь: посчитал, что из окружения, скорее всего, живым выйти мало кому удастся, а так, прибьется мальчишка к кому-нибудь – мир не без добрых людей, – глядишь, и уцелеет.
Молодость его – Белоруссия
Так оно и вышло: до февраля 1943 года досыта хлебнувший лиха Гриша жил в приютившей его семье Красько. Там он познакомился с бежавшими из плена красноармейцами, которых тоже укрывали белорусские патриоты. И с ними, несмотря на уговоры хозяев, мальчуган ушел к партизанам. Иначе поступить он не мог.
- Провожали со слезами безо всякой надежды, что когда-нибудь увидят меня живым. Но после Победы мы встретились, и связь с родными мне людьми я поддерживал до самого ухода их в мир иной, - вспоминает Григорий Леонтьевич.
В феврале 1943 года Григорий Кузнецов присоединился к бригаде народных мстителей во главе с легендарным Федором Зыряновым. Старшие товарищи научили его владеть всеми видами оружия, а также минному и подрывному делу. В своем первом бою группа Кузнецова захватила обоз с оружием и взяла в плен пятерых полицаев. За участие в этой операции Григорий был отмечен первой боевой наградой – медалью «За боевые заслуги» и – принят в комсомол.
В памяти остался и тяжелый бой на уничтожение крупного немецкого гарнизона в Голубичах.
- В трехчасовом сражении враг потерял убитыми около ста солдат и офицеров, двадцать одного взяли в плен. Меня в том бою ранило осколком гранаты в ногу, - свидетельствует Кузнецов.
...Через месяц Григорий был ранен вторично в ходе партизанской операции в деревне Шипы. После нее юного партизана наградили орденом «Красной Звезды».
Характеристика, данная на него командованием, гласит: «За полтора года борьбы в тылу немецко-фашистских войск на боевом счету партизана Кузнецова 3 убитых немецких солдата, 2 подорванные на минах машины и 2 мотоцикла».
Григорий Кузнецов – непосредственный участник той самой легендарной «рельсовой войны», оказавшей неоценимую помощь Красной Армии в ее наступательных операциях. Смелый и удачливый партизан, рискуя жизнью, подрывал эшелоны с живой силой и техникой противника.
Шестнадцатилетний комиссар
После боев Кузнецов был направлен на восстановление работы сельских советов освобожденных районов.
Надо сказать, это тоже было крайне опасным делом, не меньше, чем быть партизаном или красноармейцем. В дремучих белорусских лесах хоронились недобитые фашисты, полицаи, разное бандитское отребье. Их бесчинства по своей звериной жестокости не с чем сравнить кроме как со злодеяниями нацистов. Скольким опасностям подвергался «маленький комиссар», как прозвали Кузнецова местные жители, ведь попадись он в лапы изуверов – расправа была бы нескорой и потому особенно ужасной! Смерть буквально ходила по пятам Григория – «лесные братья» объявили на него настоящую охоту. Но смелый паренек был умнее и хитрее своих врагов.
Выполнив важное задание, Григорий Кузнецов ушел в ряды Красной Армии, в которой прослужил 43 года, пройдя трудный путь от простого солдата до полковника – начальника кафедры Пермского училища ракетных войск.
После увольнения из рядов Вооружённых Сил, Григорий Леонтьевич не удалился на заслуженный отдых. В 1987 году его пригласили в фармацевтическую академию на должность доцента кафедры философии, где этот замечательный педагог трудился, пока позволяло здоровье.
Годы, конечно, берут свое, они, увы, не минуют фронтовиков. Однако Кузнецов – человек той, старой закалки, представитель славной породы людей, кто ни при каких обстоятельствах не ломается, сохраняет силу воли и бодрость духа, подавая исключительный пример молодым.
В нем сохранились все черты образа старого русского офицера, навеянного нам фильмами шестидесятых годов – человека чести, который одновременно учтив, добросердечен с людьми и бесстрашен на поле боя...
«Звезда» помогла
Командир дивизии, где служил юный Гриша Кузнецов, генерал-майор Терентий Бацанов, узнав о нападении немцев, в сердцах воскликнул: «Чем я буду воевать, подушками, что ли?! Нас убеждали: не поддавайтесь на провокации!.. И что в результате? Ни снаряда, ни патрона не одного не позволили забрать с собой... Всё осталось на складах! Не то что воевать - тут застрелиться нечем!»
Долгое время Кузнецов ничего не знал о судьбе своего комдива, считая Бацанова пропавшим без вести. Лишь недавно, кстати, с помощью корреспондента «Звезды» удалось выяснить, что Терентий Кириллович погиб в бою при выходе из окружения в сентябре 1941-го.
автор Максим Шардаков.
Последние новости
Стали известны прогнозы Жириновского на 2025-й
По материалам: "Царьград", 9.01.2025 Зампред Госдумы Борис Чернышов рассказал о прогнозе Владимира Жириновского на 2025 год.
Пермское УФАС возбудило дело в отношении завышающей цены энергетической компании
Пермское УФАС возбудило дело в отношении ООО «НПФ «Парма Инжиниринг» по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства, сообщили в пресс-службе ведомства.
Шесть компаний из Прикамья попали под санкции США
Также из российских компаний в санкционный список вошли «Газпром нефть» с её «дочками» и «Сургутнефтегаз» Константин Долгановский В санкционные списки США 10 января попали шесть компаний из Пермского края.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения