Image
17.09.2022

Кнуты и пряники Пермской транспортной реформы

Чего не хватает для завершения масштабных преобразований системы пассажирских перевозок в Перми?

Чего не хватает для завершения масштабных преобразований  системы  пассажирских перевозок в Перми?

Пожалуй, за последнее десятилетие в Перми не проводилось более масштабной реформы,  чем транспортная. Она длится уже три года, но заявленного финала реформы – комфортный, пунктуальный, с удобными маршрутами и доступными ценами транспорт – пока не видно. Хотя, по большому счету, для завершения осталось решить две задачи: сбалансировать экономику городских перевозок и обеспечить удовлетворённость пассажиров их ценой и качеством. Но пока с тем и другим есть проблемы.  

 

Промежуточные итоги

Реформа городского пассажирского транспорта началась около трех лет назад еще предыдущей командой мэрии. Глава города Дмитрий Самойлов и его заместитель Людмила Гаджиева запустили процессы, которые пришлось  продолжить  новому мэру Алексею Дёмкину и  городской администрации. 

Как выглядит ситуация с общественным транспортом в Перми сегодня? Тут есть и плюсы, и минусы.

К несомненным плюсам относится глобальное обновление транспортного парка. На маршрутах работает более 700 автобусов и 90 трамваев. Более 600 автобусов и около трети трамваев – абсолютно новые. Пермь имеет самый новый парк общественного транспорта среди городов-миллионников. При этом около 90% автобусов –низкопольные, то есть приспособленные для перевозки инвалидов.

Изменение системы оплаты работы перевозчиков – т. н. «брутто-контракты», когда плата идет за число пройденных километров – позволила запустить регулярное сообщение  со множеством  отдалённых микрорайонов, где люди уже  перестали  верить, что у них  когда-нибудь  появится  общественный  транспорт.

Перевозки стали более цивилизованными:  единый внешний вид автопарка и персонала, более строгое следование расписанию, регулярная уборка в салонах. К тому же пермский транспорт неплохо «оцифрован»: есть возможности отслеживания графика движения и маршрутов через интернет, оплаты проезда банковскими или транспортными картами, мобильным приложением. 

Наконец,  к плюсам реформы можно отнести пермское тарифное меню. Есть множество видов проездных, в том числе льготных. При этом стоимость,  например,  безлимитного  проездного в Перми существенно ниже, чем в Екатеринбурге, Самаре, Казани или Нижнем Новгороде. 

Но есть и отчетливые минусы, с которым  в  транспортном  подразделении мэрии  пока справиться не могут. 

 

Хромая экономика

На всем протяжении реформы пассажиры в самых разных районах города жаловались, что новые маршруты для них неудобны. В значительной степени сначала это был просто «эффект привыкания». Но там, где люди проявляли длительное и отчетливое недовольство, департамент транспорта, отдадим ему должное, часто шел навстречу. Маршруты корректировались, по просьбам пассажиров запускались новые. Например, в начале 2022 года появились беспересадочные маршруты №13 «Комсомольская площадь –  Песьянка» и №8 «Садовый –  Крохалева», на ряде «перегруженных» направлений увеличивается количество машин. 

То есть с этим недостатком реформы администрация Перми более-менее справляется.  Но вот  про  главную  трудность  – «дырявая» экономика транспорта  – этого пока не скажешь.

За 2020-21 годы отрасль принесла бюджету города убыток в 4,3 млрд руб., то есть  более 2 млрд руб. в год.  Конечно, это не только следствие процесса реформирования и сопряженных с ним затрат, но и в значительной степени – результат «ковидных» ограничений. Чтобы заткнуть эту гигантскую бюджетную дыру, город был вынужден «отрезать» деньги от  других статей бюджета. Иными словами, заплатили все горожане.

В первые шесть месяцев 2022 года  убытки отрасли стали вроде бы сокращаться, они составили чуть более 900 млн руб. Но это все равно очень много: если тенденция сохранится, по итогам года «дыра» составит 1,7-1,8 млрд., то есть лишь немногим менее, чем раньше. Образно говоря, город опять недосчитается денег, которых хватило бы на пару больших школ. 

Говорят, признать проблему – значит наполовину ее решить. Но, увы, только наполовину. Потому что по поводу решений каких-то четких ответов нет.

Конечно,  первое  решение, которое лежит на поверхности – опять повысить стоимость проезда. Напомним, за последние два года мэрия делала это уже дважды. В 2020 году цена проезда возросла на 30% - с 20 до 26 руб. С января текущего года – ещё на 20%, до 33 руб. И вот буквально в начале сентября практически все пермские СМИ сообщили, что  экономически обоснованный тариф пассажирских перевозок в 2023 году составит 39 руб. вместо 35 руб. в году нынешнем.  Причина – рост стоимости топлива и запчастей. 

Конечно, тут же все заговорили о том, что мэрияопять готовится поднять плату за проезд. И хотя представители администрации поспешили уточнить, что это чисто теоретический расчет, а о повышении цен пока речи не идет, весь житейский опыт людей заставляет отнестись к таким успокоительным заявлениям скептически. Ведь всякий раз решение о повышение стоимости проезда начиналось именно с массового обнародования «экономически обоснованной» цифры. Чтоб привыкали. 

Понятно, как отреагировали на это жители. Не поверив в «теоретическое» обоснование цены, они засобирались на протестный митинг. Потому что лишних денег у львиной части жителей  и такникогда не было, а сейчас и  подавно многие ходят по грани выживания. 

Есть ли другие способы если не ликвидировать, то хотя бы сократить убытки отрасли, кроме повышения цен? Есть. Это борьба с «зайцами». По данным пермской мэрии, после перехода на  бескондукторную  систему оплаты проезда доля безбилетников существенно выросла и составляет сегодня около 17% от общего числа пассажиров.  То есть каждый шестой ездит бесплатно! 

Да, установлены  довольно высокие размеры  штрафа за безбилетный проезд:  2,5 тыс. руб. при первом нарушении и 5 тыс. – при повторном в течение года. Да, «зайцев» регулярно ловят: за первое полугодие текущего года составлено 5,2 тыс. протоколов. Но в результате общая сумма назначенных штрафов составила 1,5 млн руб. – смехотворная цифра на фоне почти миллиардных  убытков. 

То есть, как видим, применяемые «кнуты» в виде роста штрафов и повышения цены проезда не работают. Ну, или почти не работают. Чтобы в этом убедиться, времени было достаточно. Так может быть, есть смысл поискать другие способы сведения экономики, а наряду с «кнутами» использовать и какие-то «пряники»?

 

Глубже и гибче

К таким «пряникам», в первую очередь, относится такое хорошо известное в бизнесе понятие как «клиентоориентированность». Возможно, стоит  пусть и в тысячный раз, но еще раз пересмотреть маршрутную сеть и графики движения, чтобы «переманить»  в автобусы и трамваи  как можно больше клиентов сегодняшних такси. Ей-богу, в городе есть еще множество мест, откуда проще выбраться на «тачке», чем на общественном транспорте. 

Ловить «зайцев» можно и нужно как можно больше, но стоит подумать над тем, как сделать так, чтобы у пассажира в принципе не было возможности не  заплатить.  По самым грубым подсчетам, те самые 17% «зайцев»  приносят отрасли примерно 300 млн убытков в год. 

Можно более внимательно посмотреть на наполняемость автобусов: на иных маршрутах перевозится вдвое-втрое меньше пассажиров, чем это требуется для себестоимости. Перевозчики, конечно, этому рады – оплата все равно идет за километры – но, быть может, пересмотреть график движения или вместительность выходящих на такие маршруты транспортных средств?

Впрочем, не нам  раздавать  советы профессионалам. Наверное, рано или поздно  транспортный департамент  найдет все решения сложных и застарелых проблем. Но лучше, конечно, сделать это  пораньше. Транспортная реформа – не революция, есть у нее начало и должен быть логический конец:  достижение заявленных целей. Лучше идти к закономерному финалу в спокойном режиме, а не испытывая  раз за разом  терпение и без того натерпевшихся за эти три года пассажиров. 

 


Валерий Мазанов





Последние новости

Card image

АО «Пермский свинокомплекс» приглашает юридические и физические лица делать оферты о взятии в аренду имущественного комплекса сельхозпредприятия.

Card image

Отдел промышленной политики Управления развития территории окружной администрации сообщает оперативную информацию о производственных показателях сельскохозяйственных товаропроизводителей Кунгурского муниципального округа

Card image

Госдума в первом чтении одобрила законопроект о предоставлении кредитных каникул россиянам, которые призваны на военную службу по мобилизации или проходят службу по контракту.

Card image

Планируя отпуск или кругосветное путешествие, узнайте, как добраться до самых дешевых рейсов.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *