Всё начинается с любви
Со Светланой Премиловой, бывшим директором Горьковской школы мы повстречались еще в 90-е, когда под ее руководством строился новый блок начальной школы.
Со Светланой Премиловой, бывшим директором Горьковской школы мы повстречались еще в 90-е, когда под ее руководством строился новый блок начальной школы. С тех пор не виделись почти 30 лет. Недавно я встретила ее в окружении бывших выпускников – всё такую же молодую, модную, энергичную. Казалось бы, такая дата, как 80-летие, а именно этот юбилей Светлана Владимировна отметит 31 октября, не имеет к ней ни малейшего отношения. Как же удается ей сохранять жизнелюбие и быть в такой отличной форме?
– Светла Владимировна, согласившись на интервью, вы сверялись с расписанием в блокноте. У вас довольно насыщенная жизнь?– Да, как учитель русского языка и литературы в прошлом, сегодня я подтягиваю по этим предметам своих родственников. Занимаюсь с внучатыми племянниками. Много вяжу (открывает большой ящик, доверху наполненный носками и варежками), люблю вязать носки и варежки из собачьей шерсти – она такая мягкая и уютная! С удовольствием вышиваю картины. Вот даже вышила нашу с сыном фотографию. 40 лет держала сад, каждое лето там трудилась. Только нынче продала. Езжу в небольшие путешествия, не так давно побывала на тюменских горячих источниках. За последнее время несколько раз встречалась с нашими «шестидесятниками», так я называю выпускников, которым исполнилось 60 лет. И я их к себе приглашала, и они меня приглашали в Арт-клуб «Раритет». А если вдруг, случается, я почувствую какую-то неудовлетворенность или одиночество, я звоню подругам: «У меня сегодня пицца, приходите!»
– Что помогает вам быть в хорошем тонусе?
– Позитивная энергетика, хорошая генетика и холодный душ по утрам.
Генетика играет большую роль. К счастью, в нашем роду много долгожителей. Мама дожила до 90 лет, сестрам скоро исполнится 88 и 86 лет, брату – 82 года. Главный секрет молодости – это желание жить. К тому же я 50 лет проработала в школе – до 68 лет – дарила детям свою энергию, а они мне свою. Это очень заряжает. Я до сих пор со многими выпускниками поддерживаю теплые отношения. Некоторые из них, как и в школьные годы, по-прежнему признаются мне в любви. И я их всех люблю.
– Как вы пришли в педагогику?
– После окончания 10 класса, было это в 60-е годы, мы с подружкой решили уехать из поселка Луговской Тюменской области в какой-нибудь город, где кипела жизнь. Узнали о молодом строящемся городе Березники. Приехали. В местной гостинице свободных мест не оказалось. Устроились на ночлег в фойе. Профессии у нас не было. Как и большинство молодых людей того времени, мы хотели созидать, участвовать в строительстве. Обратились в отдел кадров строительного треста № 1, откуда нас направили в молодежную бригаду каменщиков. Мы строили цеха предприятий. Но зимой, работая на улице, сильно мерзли, начинали понимать, что эта суровая профессия не для нас.
У меня и у подруги были хорошие аттестаты. Нужно было учиться. В это время в городе объявили набор на курсы учителей начальных классов, он проводился в школе им. Горького. Мы с подружкой успешно окончили шестимесячные курсы, и нас, как лучших студенток, оставили работать в этой же школе.
В школе часто проводились семинары, открытые уроки, мы с интересом ходили на уроки к учителям-стажистам, у которых было чему поучиться. Педагогическая деятельность мне сразу понравилась, хотелось развиваться в профессии. Принимая решение о получении высшего образования в Тобольском педагогическом вузе, я выбирала между тремя предметами, которые мне нравились со школьной скамьи: химией, русским языком и литературой и немецким языком. Я хорошо знала немецкий язык, поскольку в поселке моего детства, который находился в 40 километрах от Ханты-Мансийска, было много ссыльных немцев. Моя близкая подружка была немкой, ее отец преподавал у нас немецкий язык. Но заочно нельзя было получить образование по иностранному языку. И я выбрала русский язык и литературу. Этому поспособствовал и образ моей любимой учительницы, которая преподавала эти предметы, – она была очень красива и женственна, хотелось быть на нее похожей.
Мне нравилось преподавать литературу, тогда еще дети были читающие, интересно было с ними разговаривать по теме, определять проблематику произведения, дискутировать. Мне жаль нынешних учащихся, которые не изучают творчество многих замечательных советских писателей и поэтов. Мои ученики много стихов знали наизусть, а те, кто не успевал своевременно выучить, прибегали сдавать «хвосты» перед занятиями.
До сих пор я храню лучшие сочинения своих учеников – они переписаны в большой журнал, туда же наклеены их иллюстрации. Я старалась давать им интересные темы для самовыражения, которые они сопровождали рисунками: «Дни недели рассказывают о себе», «Моя любимая игрушка», «Животное – мой друг»… Материал по русскому языку дети тоже закрепляли в памяти при помощи рисунков. Легче же запомнить при помощи картинок, к примеру, девять разрядов местоимений. Я хотела, чтобы они не просто заучивали предмет, но и сами творили.
В молодые годы я была не только учителем-предметником, но и классным руководителем. Со своим классом часто ходила в походы, мы ездили на велосипедах до Усолья, участвовали в игре «Зарница».
– Что чаще всего вспоминается из школьной жизни?
– Период, когда я была директором школы № 2. Я приходила в 7 утра и уходила в 7 вечера. Утром, до пробуждения школы, обходила все здание, смотрела, все ли в порядке, чтобы хорошо начался новый день. Встречала у входа учителей, детей, родителей, со всеми здоровалась, кому-то отвечала на вопросы.
Для системы образования 90-е годы, на которые выпало мое руководство щколой, были очень сложными. Но когда мне предложили стать директором, я сказала себе: «Кто, если не я». Это моя жизненная позиция. На ремонт школы в то время ни копейки не давали, а в конце лета комиссия приходила с приемкой. Что-то приходилось оплачивать из своего кармана. Необходимо было проявлять большую дипломатичность в отношениях с инспектирующими органами, уговаривать их немного подождать с решением различных проблем.
Горьковская школа пользовалась успехом, и многие родители просили устроить сюда своих детей. Принимала «по бартеру», чтобы как-то решить финансовые проблемы школы. Родителей-бизнесменов просила купить учебники, которых остро не хватало. Пап и мам со скромным заработком – хотя бы леечку для поливки цветов на школьном приусадебном участке. И сама приносила из дома, что могла. В школе долгое время висели мои настенные часы.
Горячим периодом стало строительство малого блока начальной школы. В то время в школе обучалось около 1400 детей, было тесно, занимались в 3 смены. Мне пришла идея при помощи шефов – химзавода – построить отдельный блок для младших классов. Ее поддержал директор химзавода Борис Николаевич Попов – энергичный, амбициозный руководитель.
Целый год я была не педагогом, а строителем, учебным процессом занимались завучи школы. Новая школа для начальных классов стала моим детищем.
Я всегда с любовью вспоминаю наш дружный педагогический коллектив. Со многими учителями общаюсь и по сей день. Мне было очень важно, чтобы в школе не было конфликтов – между детьми и учителями, между учителями и родителями. Я старалась поддерживать позитивную атмосферу. Сама я, пожалуй, лишь дважды пошла на принцип. Не приняла обратно в школу педагога, который не позволительно высказался в мой адрес, и отстранила до принесения публичных извинений ученика, который позволил себе на уроке разговаривать со мной матом.
Обычно же мне не сложно было найти общий язык с учениками. Для меня очень приятно, что двое моих учеников – Ирина Давыдова и Алексей Ельцов – в последствие работали директорами Горьковской школы.
Вспоминается так же необычная поездка в Польшу на велосипедах с директорами березниковских школ, среди которых я была единственной женщиной. До польской границы мы доехали на поезде, а по стране колесили на велосипедах. Нас охотно принимали на ночлег в школы, в частные дома, где-то мы жили в палатках. Тогда, в середине 80-х, я была поражена тем, что во всех домах на первом этаже располагались магазины. Побывала во Франции по обмену опытом. Но система французского образования нас – российских педагогов не впечатлила, мы решили что наша – не хуже.
– Ваша семья объединила двух людей интеллигентных профессий – врача и педагога. Вы с мужем вдохновлялись успехами друг друга?
– Когда был жив мой муж, известный в городе хирург Виталий Александрович Премилов, мы интересно проводили свободное время: сплавлялись с друзьями по рекам, ходили на лыжах. Он переживал за меня, когда я собиралась с учениками в поход, и вызывался сопровождать нас, говорил: «Я в качестве доктора». Он гордился тем, что школа, которой я руководила, была одной из лучших. А я гордилась тем, что он был хорошим доктором, к которому стремились попасть пациенты. Он проходил обучение у самого Илизарова и затем использовал его метод лечения в ортопедической хирургии. Мы делились друг с другом всем, чем жили в профессии, и всегда поддерживали друг друга.
Я всегда говорила и говорю своим ученикам: «Как можно чаще говорите своей второй половине, что я тебя люблю, что если бы не ты, я бы, наверное, не была такой. Как можно чаще говорите ближним о своей любви, признавайтесь в любви жизни, дому, животным, родине. Любовь так многогранна!
– Как вы планируете отметить свой юбилей, и чего сами себе желаете?
– Соберемся в кафе, приедут сын, внуки, друзья, педагоги из других городов. Пожелать себе хочу здоровья – без этого нет полноценной жизни, оптимизма – без него жизнь скучна, верных друзей рядом – без них жизнь не интересна.
На снимках:
Светлана Премилова – молодой руководитель Горьковской школы
Дом Светланы Владимировны украшают вышитые ею картины и цветы
Сверстать: молодого педагога поставить у заголовка, так чтоб смотрела внутрь полосы (слева половину трубы обрезать), фото сделать в коричневатых оттенках, напоминающих краску сепия. Посредине полосы поставить фото Премиловой (потолок убрать) и к нему прикрепить ниже на уголок вышивку с цветами (слева чуть обрезать пакет на полу и снизу – под тыкву).
Последние новости
Рост заболеваемости в Перми: дети отправлены на карантин
В связи с увеличением случаев ОРВИ и гриппа, образовательные учреждения приостановили занятия.
Карантин в Перми из-за роста заболеваемости гриппом и ОРВИ
В связи с увеличением случаев заболевания в образовательных учреждениях введены временные ограничения.
Рост заболеваемости ОРВИ и пневмонией в Пермском крае
Учебные заведения принимают меры на фоне увеличения случаев заболеваний.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией