Школа моего детства

В школу детства хочется вернуться: там всегда уютно и весело. Там — друзья детства и любимые учителя, с которыми мы начинали познание жизни.

В школу детства хочется вернуться: там всегда уютно и весело. Там — друзья детства и любимые учителя, с которыми мы начинали познание жизни. Моя небольшая статья — это "спасибо" каждому, с кем меня свела судьба.

Я хочу рассказать о Цывинской малокомплектной школе, правда, уже несуществующей. Но разговор не об этом. Деревня Цывино расположена на красивом месте. Речка Гудырья разделяет её на две половины. На одной — избы деревенских жителей, а на другой – школьная гавань. Особую притягательность имела школа, утопающая в зелени весной и летом. По сравнению с деревенскими избами она выглядела солидно: большие окна и двери, широкое, с резными перилами крыльцо. В ненастную погоду на нём помещалась детвора всех классов, около 70 человек. Вокруг школы возвышались стройными аллеями берёзы и рябины. Они украшали школьную территорию. Было отведено место для занятий физкультурой: беговые дорожки, прыжковая яма, турник, волейбольная сетка. А ниже, у реки, раскинулся пришкольный участок с ровными рядами плодово – ягодных кустарников. На территории школы — дом для учителей, в котором жили две семьи. Сегодня в населённых пунктах строят комплексы: с одной стороны — учительский дом, а с другой — классные комнаты.

1965год. Первого сентября ученики начальных классов, словно воробышки, стоят у школы и ждут своего учителя. Они пришли из соседних деревень: Оськино, Кыши, Трутнята, Афонята, Цывино, Резка. Линейку открыл заведующий школой, Щукин Николай Иванович. Он говорил коротко, только самое главное: поздравил с наступающим учебным годом, представил первоклассникам первую учительницу. Это была Гурьева Екатерина Ивановна. Она сразу нам понравилась, её голубые глаза будто бы говорили: «Смелее, смелее–у нас всё получится!». Забежали в классную комнату и удивились: «А почему вместе с нами рассаживаются третьеклассники?» Оказывается, педагоги одновременно вели уроки в двух классах, если одному – объясняют, другой- делает самостоятельную работу. Затем наоборот. Мы тогда не понимали, с какой нагрузкой работали наши учителя. Екатерина Ивановна сама проводила уроки физкультуры, пения, трудового обучения, рисования — была на все руки мастер. Мудрая и ответственная учительница, которую мы слушали завораживающе. В восемь часов утра она бодро шагала по территории школы (зимой никогда не надевала пальто, набрасывала на голову только шаль). Всегда носила строгий тёмно – синий костюм с разными блузками, а были они такие красивые. Мы с девочками рассматривали её наряды. Николай Иванович, учил тоже два класса и выполнял обязанности заведующего школой. Во время перемен он важно расхаживал по коридору, останавливался около окна и смотрел куда – то вдаль. Часто он давал классам трудовые задания: зимой чистили дорожки, осенью убирали урожай, весной разбивали клумбы, сеяли морковь и свёклу. Летом приходили на прополку грядок. Работали дружно, приобретали навыки огородничества. Деревенским детям — ничего не чуждо.

Сейчас сложно представить, как большую новогоднюю ёлку мы украшали игрушками, сделанными своими руками; клеили разноцветные цепочки, складывали и раскрашивали хлопушки, вырезали разные снежинки. Как получалось нарядно! Больше всего мы ждали перемены. Это такая весёлая пауза, во время которой можно было сбегать на улицу, зимой погреться у большой круглой печки. Она стояла в центре коридора, как настоящая хозяйка. А какая тёплая! Во время большой перемены был у нас «перекус». Тётя Таня — уборщица, варила нам капустницу из овощей, которые мы выращивали на пришкольном участке. Горячий суп и чёрная краюха хлеба – просто объедение. Из дома мы приносили молоко в стеклянных бутылках с газетными пробками. Его добавляли в горячий чай, делились с одноклассниками и учителями. Ребята из лесоучастка питались лучше других: они угощали нас колбасой, сыром, фруктами и длинными леденцами.

После уроков мы никогда не спешили домой. Рисовали на классной доске, выполняли домашнее задание, проверяли друг у друга технику чтения и даже тетради. В пять часов вечера выбегали на дорогу и весёлой гурьбой бежали по домам, а если нас догонял трактор с прицепом, это было счастье – грузились в телегу и ехали. Ни о какой технике безопасности не думали, главное ехать. В воскресенье любимым местом была улица. Ни одного сугроба вокруг деревни –истоптаны, укатаны все горки. Валенки, варежки и штаны целую ночь сушили на русской печке. Свежий воздух, натуральные продукты питания помогали нам расти сильными и здоровыми.

Мой рассказ будет неполным, если я не скажу о своих одноклассниках, выпускниках этой замечательной школы. Каждое утро, как могли, мы самостоятельно добирались до школы: ребята из деревень Оськино и Бурли выходили из дома в семь утра, зимой- на лыжах шли через леса и поля, а летом – просекой. Было страшно, но другого пути не было. Ученики из лесоучастка переходили через пруд по бонам, а зимой — по льду. Опасность всегда была рядом. Ребята из деревень: Трутнята, Кыши, Цывино жили в самых доступных территориях, до школы – 20, 30 минут. Семьи Чадовых, Семёновых, Отиновых, Салауровых, Новиковых, Астаповых, Тиуновых, Миковых, Троховцевых, Монастырских, Карнауховых помогали школе: подвозили и кололи дрова, пахали огород, делали косметический ремонт в классах. Одним словом, решали хозяйственные вопросы. А как иначе, большинство родителей – выпускники этой школы. Она тоже для них была родной. По вечерам или в выходные дни здесь проводились разные мероприятия: родительские собрания, концерты, чествование ветеранов войны и труда.

Из воспоминаний моего отца Салаурова Геннадия Григорьевича:

- В 1944 году полуголодные и полураздетые мы с ребятами из деревни Мишино пошли в школу (сегодня этой деревни нет на карте района). Я сидел за одной партой со Старковым Витей из деревни Афонята. Он очень хорошо учился, все предметы ему давались легко. После четвёртого класса Витя пошёл учиться в Обвинскую школу — семилетку, я в МТС — на прицепщика. Через несколько лет он окончил медицинское учреждение и приехал в село Карагай с дипломом доктора. Мы уважительно звали его Виталием Фёдоровичем.

Гордостью школы являются её выпускники: Нина Павлова, кандидат экономических наук, Валентин Игнатьев, кандидат технических наук, Сергей Троховцев, кандидат экономических наук. Свою трудовую деятельность в этой школе начала (Турова) Богданова Валентина Михайловна. В шестидесятых годах после Кудымкарского педагогического училища она приехала работать учителем, для неё Цывинская школа стала стартовой площадкой педагогического поприща.

Время вносит коррективы в нашу жизнь. К сожалению, не стало колхоза «Заветы Ильича». Многие жители переехали в другие населённые пункты. Закрыли и нашу школу. Только, как и прежде, шумит на пригорке берёзовая роща в память о школьном детстве многих поколений мальчишек и девчонок.

Лидия Салаурова( Чалова).

Последние новости

Возможность выпуска памятной монеты в честь Владимира Жириновского

Депутаты ЛДПР просят Центробанк учесть выпуск монеты к 80-летию политика.

Модернизация на Соликамском магниевом заводе

Современные технологии для повышения эффективности производства.

Новости о пенсионной реформе в России на 2024 год

Пенсии вырастут, а индексация охватит всех пенсионеров.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Краснодаре с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *