Новый курс «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства»: проекты студентов
На магистерской программе «Цифровые методы в гуманитарных науках» в этом году реализовывалась новая дисциплина «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства».
На магистерской программе «Цифровые методы в гуманитарных науках» в этом году реализовывалась новая дисциплина «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства». Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Илиана Исмакаева выиграла грант конкурса для преподавателей магистратуры благотворительной программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» на ее разработку. Студенты 1 курса магистратуры в рамках дисциплины научились 3D-моделированию, созданию виртуальных реконструкций, приложений и игр с элементами дополненной виртуальной реальности и подготовили проекты для образовательных учреждений, музеев, некоммерческих организаций.
Главная задача дисциплины «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства» – формирование теоретических и практических знаний в области 3D-моделирования, виртуальной и дополненной реальности. В рамках учебного курса студенты познакомились с историей развития перечисленных технологий, философскими и психологическими аспектами и проблемами VR/AR, применением данных технологий в различных областях. В занятиях участвовали практики и эксперты в области VR/AR, цифровых гуманитарных наук:
профессор, д. и. н., специалист в области DH Сергей Корниенко, к. и. н., сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист в области научных исторических виртуальных реконструкций Денис Жеребятьев, представители XR лаборатории «ТенЛаб» – генеральный директор Сергей Расторгуев, Даниил Пиларов, Александр Шеин (занимается в том числе разработкой VR/AR продуктов для музеев), автор и куратор проекта по созданию виртуального музея библиотеки им. Н.В. Гоголя (Санкт-Петербург) Ольга Маркарян.Практическая часть курса проходила в лаборатории виртуального наследия. Студенты изучали технологии и реализовали проекты: создание исторических виртуальных реконструкций, туров, приложений и игр с элементами дополненной виртуальной реальности для образовательных учреждений, музеев, некоммерческих организаций, а также инструкций по их использованию и внедрению в деятельность.
Серия проектов была направлена на создание фотовыставок с элементами дополненной реальности. Так, например, были подготовлены проекты «Лица ЛЧПФ» по созданию фотовыставки для Лысьвенской чулочно-перчаточной фабрики и «Цифровой след» по созданию цифрового фотоархива с семейными фотографиями и описанием событий, происходивших в этот исторический период.
Ряд проектов был направлен на создание виртуальных туров по музеям и памятным местам, например, виртуальный тур для музея космической биологии и медицины в Воронеже, виртуальный тур и экскурсия по Старому Кызылу с использованием материалов из Национального архива и Национального музея Республики Тыва и другие проекты.
Часть проектов была реализована в виде образовательных продуктов, например, «VR-экскурсия в Парке Динозавров в рамках образовательной профильной смены "Некабинетные профессии"» и «Артур Данто. Мир искусства. VR-прогулка вслед за текстом».
Кроме того, в деятельность лаборатории виртуального наследия были вовлечены и студенты-бакалавры образовательной программы «История», и магистранты 2 курса программы «Цифровые методы в гуманитарных науках», а также школьники. Ульяна Абдуллина, выпускница магистратуры 2022 года, учитель математики в школе № 2 города Губаха, запустила в школе студию 3D-моделинга и виртуальных реконструкций «VoRona», в рамках которой школьники и студенты работали над совместными проектами. А бакалавры-историки выполнили виртуальную реконструкцию изразцовой печи первой половины XVIII в. из Соликамска (коллекция печных изразцов хранится в фондах Пермского краеведческого музея).
Заключительным мероприятием изучения дисциплины стала постерная сессия – открытая презентация студенческих проектов. Экспертами выступили специалисты в области IT и Digital Humanities, практики-разработчики VR/AR-контента, а также представили музейных учреждений и образовательных организаций.
Илиана Исмакаева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, автор курса «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства»В рамках проекта «Разработка и внедрение учебного курса «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства» была разработана новая учебная дисциплина, подготовлены учебные и методические материалы. В 2021-2022 учебном году дисциплина прошла внедрение и первичную апробацию: магистранты 1 курса образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» прошли ее в 3-4 модулях.
Результаты студенческих проектов были представлены на конкурсах и конференциях. Так, проект студентов «Динамическая виртуальная 3D-реконструкция памятника зодчества: мельница Рахманова из деревни Шахири из собрания Архитектурно-этнографического музея "Хохловка"» получила спецприз всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия». Студенты были активными участниками и докладчиками зимней школы по гуманитарной информатике БФУ им. И. Канта, межкампусного круглого стола «Дигитализация культурного наследия» (организаторы – факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и магистерская программа «Прикладная лингвистика и текстовая аналитика») и научного марафона «Homo Digitus-2022».
Магистратура «Цифровые методы в гуманитарных науках» – уникальная возможность совместить любовь к гуманитарным наукам с возможностями IT-технологий и программирования.
Одно из преимуществ программы – гибридный формат обучения. У студентов есть возможность учиться как очно, так и онлайн – из любой точки мира.
«Стартапный» подход к обучению позволяет студентам под руководством наставников найти интересную нишу в сфере Digital Humanities и разработать реальный прикладной проект.
В 2022 году на программе предусмотрено 10 бюджетных и 10 платных мест (скидки на обучение – до 70%).
Если у вас есть вопросы, связанные с поступлением и обучением в магистратуре «Цифровые методы в гуманитарных науках», вы можете задать их академическому руководителю программы Гагариной Динаре Амировне через специальную форму .
Последние новости
Рост заболеваемости в Перми: дети отправлены на карантин
В связи с увеличением случаев ОРВИ и гриппа, образовательные учреждения приостановили занятия.
Карантин в Перми из-за роста заболеваемости гриппом и ОРВИ
В связи с увеличением случаев заболевания в образовательных учреждениях введены временные ограничения.
Рост заболеваемости ОРВИ и пневмонией в Пермском крае
Учебные заведения принимают меры на фоне увеличения случаев заболеваний.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований