Новый курс «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства»: проекты студентов

На магистерской программе «Цифровые методы в гуманитарных науках» в этом году реализовывалась новая дисциплина «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства».

© Высшая школа экономики

На магистерской программе  «Цифровые методы в гуманитарных науках» в этом году реализовывалась новая дисциплина  «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства». Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Илиана Исмакаева выиграла грант конкурса для преподавателей  магистратуры благотворительной программы «Стипендиальная программа  Владимира Потанина» на ее разработку. Студенты 1 курса магистратуры в рамках дисциплины научились  3D-моделированию, созданию виртуальных реконструкций,  приложений и игр с элементами дополненной  виртуальной реальности и подготовили проекты для образовательных учреждений, музеев, некоммерческих организаций.

Главная задача дисциплины  «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства» –  формирование теоретических и практических знаний в области 3D-моделирования, виртуальной и дополненной реальности. В рамках учебного курса студенты познакомились с историей развития перечисленных технологий, философскими и психологическими аспектами и проблемами VR/AR, применением данных технологий в различных областях. В занятиях участвовали практики и эксперты в области VR/AR, цифровых гуманитарных наук:

профессор, д. и. н., специалист в области DH  Сергей Корниенко, к. и. н., сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист в области научных исторических виртуальных реконструкций  Денис Жеребятьев, представители XR лаборатории «ТенЛаб» –  генеральный директор Сергей Расторгуев, Даниил Пиларов, Александр Шеин (занимается в том числе разработкой VR/AR продуктов для музеев), автор и куратор проекта по созданию виртуального музея библиотеки им. Н.В. Гоголя (Санкт-Петербург) Ольга Маркарян.

Практическая часть курса проходила в лаборатории виртуального наследия. Студенты изучали технологии и реализовали проекты:  создание исторических виртуальных реконструкций, туров, приложений и игр с элементами дополненной  виртуальной реальности для образовательных учреждений, музеев, некоммерческих организаций, а также инструкций по их использованию и внедрению в деятельность.

Серия проектов была  направлена  на создание фотовыставок с элементами дополненной реальности. Так, например, были подготовлены проекты «Лица ЛЧПФ»  по созданию фотовыставки для Лысьвенской чулочно-перчаточной фабрики и «Цифровой след»  по созданию цифрового фотоархива с семейными фотографиями и описанием событий, происходивших в этот исторический период.

Ряд проектов был направлен  на создание виртуальных туров по музеям и памятным местам, например, виртуальный тур для музея космической биологии и медицины в Воронеже, виртуальный тур и экскурсия по Старому Кызылу с использованием материалов из Национального архива и Национального музея Республики Тыва и другие проекты.

Часть проектов была  реализована  в виде образовательных продуктов, например, «VR-экскурсия в Парке Динозавров в рамках образовательной профильной смены "Некабинетные профессии"» и «Артур Данто. Мир искусства. VR-прогулка вслед за текстом».

Кроме того, в деятельность лаборатории виртуального наследия были вовлечены и студенты-бакалавры образовательной программы «История», и магистранты 2 курса программы «Цифровые методы в гуманитарных науках», а также школьники. Ульяна Абдуллина, выпускница магистратуры 2022 года, учитель математики в школе № 2 города Губаха, запустила в школе студию 3D-моделинга и виртуальных реконструкций «VoRona», в рамках которой школьники и студенты работали над совместными проектами. А бакалавры-историки выполнили виртуальную реконструкцию изразцовой печи первой половины XVIII в. из Соликамска (коллекция печных изразцов хранится в фондах Пермского краеведческого музея).

Заключительным мероприятием изучения дисциплины стала  постерная сессия –  открытая презентация  студенческих проектов. Экспертами  выступили специалисты в области   IT и Digital Humanities, практики-разработчики VR/AR-контента, а также представили музейных учреждений и образовательных организаций.

Илиана Исмакаева, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, автор курса «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства»

В рамках проекта «Разработка и внедрение учебного курса «Virtual heritage: технологии VR/AR для культуры и искусства» была разработана новая учебная дисциплина, подготовлены учебные и методические материалы. В  2021-2022 учебном году дисциплина прошла внедрение и первичную апробацию: магистранты 1 курса  образовательной программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» прошли ее  в 3-4 модулях.

Результаты студенческих проектов были представлены на конкурсах и конференциях. Так, проект студентов «Динамическая виртуальная 3D-реконструкция памятника зодчества: мельница Рахманова из деревни Шахири из собрания Архитектурно-этнографического музея "Хохловка"»  получила спецприз всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия». Студенты были активными участниками и докладчиками зимней школы по гуманитарной информатике БФУ им. И. Канта, межкампусного круглого стола «Дигитализация культурного наследия» (организаторы – факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и магистерская программа «Прикладная лингвистика и текстовая аналитика») и научного марафона «Homo Digitus-2022».

Магистратура  «Цифровые методы в гуманитарных науках» –  уникальная возможность совместить любовь к гуманитарным наукам с возможностями IT-технологий и программирования.  

Одно из преимуществ программы – гибридный формат обучения. У студентов есть возможность учиться как очно, так и онлайн – из любой точки мира.

«Стартапный» подход к обучению позволяет студентам под руководством наставников найти интересную нишу в сфере  Digital Humanities и разработать реальный прикладной проект.

В 2022 году на программе предусмотрено 10 бюджетных и 10 платных мест (скидки на обучение – до 70%).

Если у вас есть вопросы, связанные с поступлением и обучением в магистратуре «Цифровые методы в гуманитарных науках», вы можете задать их академическому руководителю программы  Гагариной Динаре Амировне через  специальную форму .

Последние новости

Купаться не рекомендуется

Центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю 7 июня провёл санитарно-эпидемиологические обследования мест отдыха на воде в г. Кунгуре.

Сотрудникам полиции Перми представили нового руководителя

Алексею Салтыкову предстоит усилить работу по раскрытию тяжких преступлений   ГУ МВД России по Пермскому краю Глава ГУ МВД России по Пермскому краю Александр Щеглов 21 июня представил личному составу УМВД по городу

Мэрия Перми утвердила рекомендации по развитию маршрутной сети

В ряд маршрутов внесут корректировки   Анна Орлова В Перми на заседании рабочей группы утвердили рекомендации по развитию маршрутов общественного транспорта в 2025 году.

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *