19.09.2019

…Вовсе не с вешалки

«Уникум» — галерея частных коллекций. Благодаря её работе пермяки узнают о том, какие сокровища хранятся в домашних собраниях земляков и соседей.

«Уникум»  — галерея частных коллекций. Благодаря её работе пермяки узнают о  том, какие сокровища хранятся в  домашних собраниях земляков и  соседей. Живопись, декоративно-прикладное искусство, графика музейного уровня  — и  всего этого, как  утверждает куратор Вадим Зубков, хватит на  долгие-долгие годы выставочной деятельности.

Фото:  Вадим Зубков

Однако коллекционировать можно не  только искусство. Точнее, не  только изобразительное искусство. Есть способ собрать в  коллекцию театральные впечатления, ведь театр, по  мнению Зубкова, начинается вовсе не  с  вешалки, а  с  программки. Программка предваряет знакомство со  спектаклем, а  позже остаётся как  напоминание о  событии, хранилище театральных впечатлений. Многие программки рука не  поднимется выбросить: здесь и  форма оригинальная, и  содержание присутствует  — умные тексты, отличные фото.

На  выставке «Я видел это!» собраны программки из  коллекций двух завзятых театралов  — предпринимателя Игоря Фомина и  самого Вадима Зубкова. В  экспозиции  — около 500  экземпляров, и, по  признанию Зубкова, вошло далеко не  всё. Отбирали самые оригинальные, самые редкие и  самые памятные.

Фото:  Вадим Зубков

По  оригинальности мало кто  сравнится с  «Мастерской Петра Фоменко»: в  этом театре программка к  «Фантазиям Фарятьева», например, напечатана на  советских обоях, а  к  «Улиссу» выполнена в  виде старой газеты. Впрочем, многие другие тоже стараются. Чеховскую «Чайку» в  Театре  им. Моссовета сопроводили программкой в  виде старинного фотоальбома.

Здесь множество таких «обманок»: кажется, что  это  альбом,  — а  это  программка; кажется, что  афиша,  — а  это  опять-таки программка, в  развёрнутом виде.

Более традиционные программки  — в  форме буклета  — собраны тематически: по  авторам, по  фестивалям, по  театрам, по  произведениям. Есть целая полка Верди, полка «Гамлета» и  стеллаж Гоголя. Экспозиция, посвящённая Зальц­бургскому фестивалю, плавно перетекает в  экспозицию Пермского театра оперы и  балета, поскольку эти  две  институции в  эпоху Курентзиса оказались плотно переплетены.

Фото:  Вадим Зубков

Целый сюжет разворачивается в  истории постановок «Волшебной флейты» Моцарта.

Всё это  крайне любопытно разглядывать, а  особенно интересно обсуждать с  Вадимом Зубковым, потому что, рассказывая о  выставке, он  щедро делится и  личными воспоминаниями о  визитах в  театры, и  планами на  будущее: «А ты  знаешь, что  такой-то там-то ставит то-то?»  — и  уже  хочется начать бронировать билеты. И  непременно программку привезти.

Вадим Зубков, куратор галереи частных коллекций «Уникум»:

— Программка  — визитная карточка спектакля. Она  может много нам  поведать и  о  театре, и  о  режиссёре спектакля, и  о  художественных и  эстетических принципах этого храма искусства. В  программке всё имеет значение: качество бумаги, шрифт, цвет или  его  отсутствие, конструкция макета, смысловая последовательность информационных блоков, доступность или  замысловатость изложения размещённого материала и  т.  д. и  т.  п.

В  наше время все  серьёзные театральные институции, будь то  камерный театр или  крупный международный фестиваль, уделяют огромное внимание визуальной рекламе своих мероприятий. Вас  должны а) заметить и  б) запомнить! Именно поэтому искушённый театрал даже на  ощупь никогда не  перепутает буклет театра «Школа драматического искусства» с  «гроссбухом» Зальцбургского фестиваля или  глянцем программок Royal Opera House.

«Уникум» не  был  бы  собой, если бы  не  сопроводил эту  познавательную экспозицию произведениями искусства. Эмали Натальи Степановой  — портреты великих драматургов и  композиторов, где  образы близки к  каноничным и  хрестоматийным, и  здесь же  — их  фантазийные изображения: милый пухлый Гоголь работы Михаила Павлюкевича, карикатура Николая Радлова «Русская классика убегает от  Мейерхольда», туманный, грустный Чехов Константина Николаева.

Выставка «Я видел это!» (6+) работает в  галерее «Уникум» до  12  ноября.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Последние новости

Бывший глава ФРПК Алексей Бураков трудоустроился в «Метафракс»

Он занял пост директора по ESG Алексей Бураков   Константин Долгановский Экс-гендиректор «Фонда развития Пермского края» Алексей Бураков назначен директором по ESG в АО «Метафракс Кемикалс».

Мишустин огласил новый размер пенсии: россияне готовы прыгать от радости

kremlin.ru Подписаться в Telegram Правительство России планирует к 1 мая 2024 года увеличить минимальную заработную плату, прожиточный минимум и страховые пенсии для пенсионеров на 10 процентов.

Банк России создаст новый механизм для борьбы с мошенниками

В РФ для борьбы с мошенниками создадут новый, не имеющий аналогов механизм.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *