В чужом пиру
26.01.2023

В чужом пиру

Эпиграфом к опере Георгия Фёдорова «Похмелье» (18+) в постановке Пермского театра оперы и балета могла бы стать песня Алексея Кортнева «С первого по тринадцатое»:

Пермская опера представила первую постановку 2023  года

Эпиграфом к  опере Георгия Фёдорова «Похмелье» (18+) в  постановке Пермского театра оперы и  балета могла бы  стать песня Алексея Кортнева «С первого по  тринадцатое»: речь в  спектакле идёт о  человеке, который переживает последствия того самого процесса, который описан в  песне, да  и  премьера состоялась ровно 13  января  — руководство театра остроумно подгадало время, когда аудитория может ощутить максимальную близость к  герою.

Молодой режиссёр Фёдор Федотов знаком пермякам по  постановке «Реки Кёрлью» (12+) Бенджамина Бриттена, премьера которой состоялась в  июле 2022 года. Судя по  произведениям, которые выбирает постановщик, он  не  любит лёгких путей. Свой текст в  премьерном буклете «Похмелья» он  начинает со  слов: «Опера умерла! И  мы  её убили!» 

  Никита Чунтомов

Это  действительно радикальная деконструкция жанра, сделанная к  тому же  с  задором и  остроумием. Главный герой в  исполнении солиста оперной труппы, баса Тимофея Павленко, не  поёт совсем и  даже не  говорит: все  его  реплики даны в  виде титров; поёт мужской хор, но  его  «партия»  — это  перепевы эстрады и  рок-музыки нулевых; сценография  — это  творчество нейросетей под  управлением медиахудожника Егора Пшеничного, стало быть, традиционной сценографии нет  тоже. В  общем, это  не  совсем опера, точнее даже «не-опера».

Рассаживаясь в  зале частной филармонии «Триумф» (у  оперного театра нет  малой сцены, и  «Триумф» достойно играет эту  роль), зритель видит экран с  комментариями из  социальных сетей, иногда довольно едкими: оперная публика предсказуемо возмутилась ещё до  премьеры, не  глядя, самим фактом постановки с  провокационным названием в  театре, где  «когда-то шли  все  оперы Чайковского»; и  среди этих чрезвычайно комичных высказываний есть текст автора опуса  — 27-летнего композитора Георгия Фёдорова: «Я этой музыки не  писал! Георгий».

Действительно, не  писал: лейтмотивом стала песенка «Забирай меня скорей, увози за  сто  морей и  целуй меня везде, 18  мне  уже» , а  у  неё совсем другие авторы. В  красивой обработке, исполненная хором из  солидных мужчин с  поставленными голосами в  сопровождении инструментов классического оркестра, она  производит сногсшибательно комический эффект; но  не  всё так  просто, не  ради хохмы проделана эта  музыкальная операция: мелодия из  числа особо привязчивых, тех, от  которых невозможно избавиться, не  случайно деформирована и  модифицирована  — она  звучит в  похмельной голове Ромы, героя пьесы Полины Коротыч, где  искажается вообще всё. Рома бредёт ранним утром сквозь спальный микрорайон из  панельных девятиэтажек и  остро переживает столкновение своего внутреннего мира с  миром внешним, в  котором есть другие люди, и  с  ними надо как-то коммуницировать  — непростая задача. Постепенно он  доходит до  понимания того, что  «панельки»  — это  не  архитектура и  даже не  образ жизни, а  особое мировоззрение, даже религия.

Возвеличивание «панелек», обожествление их  вполне возможно, более того, закономерно и  в  какой-то степени даже необходимо  — ведь это  эпоха, это  огромная человеческая история и  целая эстетическая система,  — но  возможно оно  лишь в  ироническом ключе, в  том  постмодернистском дискурсе, где  «высокое» и  «низкое» взаимозаменяемы и  взаимопроникающи. Именно это  происходит в  монодраме Полины Коротыч, а  юная  — средний возраст 26  лет  — банда постановщиков ситуацию усугубляет, смешивая в  самых неожиданных пропорциях иронию, лирику и  пафос.

Невозможно не  признать граничащую с  подвигом самоотверженность солиста Тимофея Павленко: будучи вполне состоятельным оперным певцом, он  с  азартом и  подкупающей искренностью больше часа «играет лицом» и  вообще не  поёт, лишь стонет и  рычит, правда, делает это  музыкально. С  музыкальностью тут  вообще всё в  порядке: дирижёр Иван Худяков-Веденяпин, который уже  своим первым в  Пермской опере симфоническим концертом с  произведениями Чайковского и  Дворжака доказал, что  за  ним  надо пристально следить, прекрасно поработал с  камерным составом, где  каждый инструмент на  слуху; привлекает внимание и  работа хормейстера Вячеслава Козленко  — нового члена команды Пермской оперы, который трудится в  театре первый месяц.

В  общем, это  достойная репрезентация молодёжного «призыва» Пермской оперы, хотя эта  «молодёжность» порой и  перехлёстывает через край, не  зная берегов. Визуал оперы не  просто богатый, а  избыточный, на  маленькой сцене «Триумфа» «Похмелью» тесно, а  зритель с  ума  сходит, разрываясь между героем, музыкой, видеоартом и  чтением титров, в  которые переведён весь значащий текст. Идей много, а  обуз­дывать их  режиссёр умеет не  всегда: вспомнить хотя бы  концерты в  его  постановке, где  частенько имеется то  навязчивая игра света, то  непонятное видео, а  то  и  вообще актёрские «интервенции»  — Фёдор Федотов как  будто считает, что  музыки самой по  себе в  концерте недостаточно. «Режиссуры должно быть много»,  — довольно распространённый подход начинающих постановщиков.

  Никита Чунтомов

Для  «Похмелья» это, впрочем, органично. Остаётся ждать выступления молодёжной постановочной бригады уже  не  в  камерном, а  в  большом спектакле  — вот  это  будет настоящая профессиональная проверочка.

Юлия Баталина

Последние новости

Новости с аппаратного

Очередное аппаратное совещание в администрации Чайковского городского округа проводил первый заместитель главы территории Алексей Агафонов.

Торги по продаже музея «Мотовилихинских заводов» отменены

В Перми отменены торги по продаже имущественного комплекса музея ПАО «Мотовилихинские заводы».

Прямой диалог власти и общества

В Пермском муниципальном округе ветераны вновь встретились с главой округа Владимиром Цветовым.

Card image

Как обнаружить и предотвратить утечку газа

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *