Супердевушки не плачут
Пермский ТЮЗ представил спектакль «Две дамочки в сторону севера» в постановке Алексея Тишуры Юлия Трегуб Пьеса французского драматурга Пьера Нотта чрезвычайно популярна в театрах всего мира, и тому есть причина:
Пермский ТЮЗ представил спектакль «Две дамочки в сторону севера» в постановке Алексея Тишуры
Юлия Трегуб
Пьеса французского драматурга Пьера Нотта чрезвычайно популярна в театрах всего мира, и тому есть причина: в ней всего две роли, и обе предназначены для актрис, что называется, «возрастных»; у театров есть возможность занять народных и заслуженных и в то же время обеспечить пополнение репертуара малыми средствами, при этом спектакль может быть очень успешным и играться долго, если актрисы в главных — и единственных — ролях достойно с ними справляются.
Возможно, Пермский ТЮЗ стремился именно к такому результату, когда планировал эту постановку, однако режиссёр Алексей Тишура всё сделал иначе: у него играют актрисы того возраста, что принято называть «бальзаковским», красивые молодые дамы, которым привычны роли сказочных героинь; к тому же они вовсе не единственные на сцене — есть ещё активная, хотя и лишённая реплик массовка из шести человек. У этого режиссёра, который несколько лет проработал в Лысьвенском театре драмы, спектакли вообще многолюдные, да ещё и очень музыкальные, с собственным пластическим рисунком и элементами эксцентрики; вот и тюзовские «Дамочки» такие же.
Честно говоря, это немного ошарашивает. «Две дамочки в сторону севера» (16 +) — это эксцентричная комедия с очень серьёзным сюжетом: две родные сестры, обе — одинокие старые девы, которые всю жизнь не ладили между собой, встречаются на похоронах матери и отправляются в путешествие, чтобы захоронить её прах в могиле отца, который умер 25 лет назад и могилу которого ещё надо найти. По мере этого «роуд-муви» они сближаются — каждая из них находит родную душу, которой так не хватало на протяжении всей жизни.
Алексей Тишура нашёл в популярной пьесе другое важное содержание. Оно там действительно есть, но обычно на него не обращают внимания, наслаждаясь психологической игрой опытных актрис. Это спектакль о том, что смерть — наш самый верный попутчик на протяжении всей жизни. Она стоит у нас за спиной в образе ангела, готового подхватить на руки; мы сталкиваемся с ней, теряя близких и читая мрачные новости о войнах, терактах и ДТП; мы всю жизнь движемся по направлению к ней… По направлению к северу — это по направлению к смерти. Умение сосуществовать со смертью — это великое искусство и умение, которое даётся далеко не каждому.
Юлия Трегуб
Смерть в этом спектакле предстаёт в разных обличиях: милые ангелочки в белом — та самая массовка — мельтешат вокруг героинь, перевоплощаясь то в зрителей театра, то в официантов в кафе; надгробия разных форм — обелиски, статуи, «голгофы» — составляют все пейзажи и интерьеры, в которых оказываются Аннетта и Бернадетта (сценограф и художник по костюмам — Надежда Осипова); то и дело дамочек заливает холодный свет откуда-то сверху, словно напоминая: «memento mori» (художник по свету — Евгений Козин). Это всё не делает спектакль мрачным — он озорной и яркий. Макабр — ироничное, на грани кощунства высказывание о смерти — вовсе не выдумка постановщика, а верность тексту пьесы, где героини рассуждают, например, о том, как неприятно было бы съесть рыбу, которая съела червяка, который съел их мамочку.
Помнить о смерти — это помнить о том, что жизнь скоротечна и нельзя ничего откладывать «на потом», иначе будешь жалеть, как Аннетта, о несбывшихся мечтах и нереализованных возможностях, страдать о том, что всю жизнь была «синим чулком» и не стала в полной мере женщиной. Символическое путешествие в сторону севера даёт героиням возможность восполнить пробелы, решиться на то, на что не решались всю жизнь.
Спектакль очень музыкальный, и вся музыка в нём не просто так, а с подтекстом. Неоднократно звучит популярная песня группы Reamonn: «I«m a super girl, And super girls don«t cry» — например, когда Аннетта отважно и бесшабашно ведёт угнанный автобус. Не раз и не два героини встают перед необходимостью почувствовать себя супердевушками и не плакать, а, как в то песне, «просто летать». Решительность и умение не расплакаться необходимо, чтобы стать взрослыми; именно этот вызов бросает «дамочкам» жизнь. Каждый человек, сколько бы ему ни было лет, окончательно перестаёт быть ребёнком, только когда теряет родителей: именно тогда приходится избавиться от инфантильности и научиться принимать решения.
Героини спектакля, как по канату, идут по этому опасному пути, ища и находя поддержку друг в друге.
В спектакле заняты две пары актрис, и Алексей Тишура для каждой пары придумал свои «фишки»: так, Ксения Жаркова (Аннетта) и Анна Демакова (Бернадетта) лихо гоняют по сцене на велосипеде-тандеме; Сюзанна Калашниченко (Аннетта) и Татьяна Пешкова (Бернардетта) этого не делают, зато Татьяна Пешкова — победительница конкурсов актёрской песни и полиглотка, работающая не только актрисой, но и переводчиком — прелестно поёт по-французски. Вообще, это очень разные пары: в первой подчёркивается сходство сестёр, во второй — наоборот, контраст между ними, да и стиль игры у них разный. Кто лучше — сказать трудно, но это тот редкий случай, когда с разными исполнителями получаются разные спектакли.
Юлия Трегуб
Как уже было сказано, это очень «движенческий» спектакль с внятной пластической партитурой. Пластику ставила Ирина Ткаченко; без её хореографии спектакли ТЮЗа уже почти немыслимы, но здесь — особый случай: пришлось прорабатывать движения большой команды «миманса», который почти всё время на сцене и активно действует, не произнося ни слова. Получилось весело и стильно; чего только стоит сцена в дансинге, где Аннетта чуть не согрешила с 16-летим юношей — в пластике эпизод решён как игривая пародия на модные дефиле и мужской стриптиз.
Финал пьесы Пьера Нотта приводит героинь на вершину утёса в Нормандии, где считанные сантиметры отделяют их автобус от участи машины киношных Тельмы и Луизы. Автор пьесы спасает «дамочек» от рокового шага, но режиссёр вполне может решить иначе. Как бы ни сложились отношения Аннетты и Бернадетты со смертью, её не надо бояться — об этом говорит спектакль Алексея Тишуры и все его ангелы.
< Юлия БаталинаПоследние новости
Пермский университет переходит на дистанционное обучение из-за роста заболеваемости
Студенты будут продолжать занятия онлайн до специального распоряжения ректора.
Ноябрьское тепло: как погода удивляет жителей города
Жители города наслаждаются аномально тёплой погодой в конце ноября.
Аномальное потепление в Перми
Температура в столице Прикамья поднимется до 6 градусов.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований