29.04.2022

Супердевушки не плачут

Пермский ТЮЗ представил спектакль «Две дамочки в сторону севера» в постановке Алексея Тишуры   Юлия Трегуб Пьеса французского драматурга Пьера Нотта чрезвычайно популярна в театрах всего мира, и тому есть причина:

Пермский ТЮЗ представил спектакль «Две дамочки в сторону севера» в постановке Алексея Тишуры

  Юлия Трегуб

Пьеса французского драматурга Пьера Нотта чрезвычайно популярна в  театрах всего мира, и  тому есть причина: в  ней  всего две  роли, и  обе  предназначены для  актрис, что  называется, «возрастных»; у  театров есть возможность занять народных и  заслуженных и  в  то  же  время обеспечить пополнение репертуара малыми средствами, при  этом спектакль может быть очень успешным и  играться долго, если актрисы в  главных  — и  единственных  — ролях достойно с  ними справляются.

Возможно, Пермский ТЮЗ  стремился именно к  такому результату, когда планировал эту  постановку, однако режиссёр Алексей Тишура всё сделал иначе: у  него играют актрисы того возраста, что  принято называть «бальзаковским», красивые молодые дамы, которым привычны роли сказочных героинь; к  тому же  они  вовсе не  единственные на  сцене  — есть ещё активная, хотя и  лишённая реплик массовка из  шести человек. У  этого режиссёра, который несколько лет  проработал в  Лысьвенском театре драмы, спектакли вообще многолюдные, да  ещё и  очень музыкальные, с  собственным пластическим рисунком и  элементами эксцентрики; вот  и  тюзовские «Дамочки» такие  же.

Честно говоря, это  немного ошарашивает. «Две дамочки в  сторону севера» (16  +)  — это  эксцентричная комедия с  очень серьёзным сюжетом: две  родные сестры, обе  — одинокие старые девы, которые всю  жизнь не  ладили между собой, встречаются на  похоронах матери и  отправляются в  путешествие, чтобы захоронить её прах в  могиле отца, который умер 25  лет  назад и  могилу которого ещё надо найти. По  мере этого «роуд-муви» они  сближаются  — каждая из  них  находит родную душу, которой так  не  хватало на  протяжении всей жизни.

Алексей Тишура нашёл в  популярной пьесе другое важное содержание. Оно  там  действительно есть, но  обычно на  него не  обращают внимания, наслаждаясь психологической игрой опытных актрис. Это  спектакль о  том, что  смерть  — наш  самый верный попутчик на  протяжении всей жизни. Она  стоит у  нас  за  спиной в  образе ангела, готового подхватить на  руки; мы  сталкиваемся с  ней, теряя близких и  читая мрачные новости о  войнах, терактах и  ДТП; мы  всю  жизнь движемся по  направлению к  ней… По  направлению к  северу  — это  по  направлению к  смерти. Умение сосуществовать со  смертью  — это  великое искусство и  умение, которое даётся далеко не  каждому.

  Юлия Трегуб

Смерть в  этом спектакле предстаёт в  разных обличиях: милые ангелочки в  белом  — та  самая массовка  — мельтешат вокруг героинь, перевоплощаясь то  в  зрителей театра, то  в  официантов в  кафе; надгробия разных форм  — обелиски, статуи, «голгофы»  — составляют все  пейзажи и  интерьеры, в  которых оказываются Аннетта и  Бернадетта (сценограф и  художник по  костюмам  — Надежда Осипова); то  и  дело дамочек заливает холодный свет откуда-то сверху, словно напоминая: «memento mori» (художник по  свету  — Евгений Козин). Это  всё не  делает спектакль мрачным  — он  озорной и  яркий. Макабр  — ироничное, на  грани кощунства высказывание о  смерти  — вовсе не  выдумка постановщика, а  верность тексту пьесы, где  героини рассуждают, например, о  том, как  неприятно было бы  съесть рыбу, которая съела червяка, который съел их  мамочку.

Помнить о  смерти  — это  помнить о  том, что  жизнь скоротечна и  нельзя ничего откладывать «на потом», иначе будешь жалеть, как  Аннетта, о  несбывшихся мечтах и  нереализованных возможностях, страдать о  том, что  всю  жизнь была «синим чулком» и  не  стала в  полной мере женщиной. Символическое путешествие в  сторону севера даёт героиням возможность восполнить пробелы, решиться на  то, на  что  не  решались всю  жизнь.

Спектакль очень музыкальный, и  вся  музыка в  нём не  просто так, а  с  подтекстом. Неоднократно звучит популярная песня группы Reamonn: «I«m a super girl, And super girls don«t cry»  — например, когда Аннетта отважно и  бесшабашно ведёт угнанный автобус. Не  раз  и  не  два  героини встают перед необходимостью почувствовать себя супердевушками и  не  плакать, а, как  в  то  песне, «просто летать». Решительность и  умение не  расплакаться необходимо, чтобы стать взрослыми; именно этот вызов бросает «дамочкам» жизнь. Каждый человек, сколько бы  ему  ни  было лет, окончательно перестаёт быть ребёнком, только когда теряет родителей: именно тогда приходится избавиться от  инфантильности и  научиться принимать решения.

Героини спектакля, как  по  канату, идут по  этому опасному пути, ища  и  находя поддержку друг в  друге.

В  спектакле заняты две  пары актрис, и  Алексей Тишура для  каждой пары придумал свои «фишки»: так, Ксения Жаркова (Аннетта) и  Анна Демакова (Бернадетта) лихо гоняют по  сцене на  велосипеде-тандеме; Сюзанна Калашниченко (Аннетта) и  Татьяна Пешкова (Бернардетта) этого не  делают, зато Татьяна Пешкова  — победительница конкурсов актёрской песни и  полиглотка, работающая не  только актрисой, но  и  переводчиком  — прелестно поёт по-французски. Вообще, это  очень разные пары: в  первой подчёркивается сходство сестёр, во  второй  — наоборот, контраст между ними, да  и  стиль игры у  них  разный. Кто  лучше  — сказать трудно, но  это  тот  редкий случай, когда с  разными исполнителями получаются разные спектакли.

  Юлия Трегуб

Как  уже  было сказано, это  очень «движенческий» спектакль с  внятной пластической партитурой. Пластику ставила Ирина Ткаченко; без  её хореографии спектакли ТЮЗа уже  почти немыслимы, но  здесь  — особый случай: пришлось прорабатывать движения большой команды «миманса», который почти всё время на  сцене и  активно действует, не  произнося ни  слова. Получилось весело и  стильно; чего только стоит сцена в  дансинге, где  Аннетта чуть не  согрешила с  16-летим юношей  — в  пластике эпизод решён как  игривая пародия на  модные дефиле и  мужской стриптиз.

Финал пьесы Пьера Нотта приводит героинь на  вершину утёса в  Нормандии, где  считанные сантиметры отделяют их  автобус от  участи машины киношных Тельмы и  Луизы. Автор пьесы спасает «дамочек» от  рокового шага, но  режиссёр вполне может решить иначе. Как  бы  ни  сложились отношения Аннетты и  Бернадетты со  смертью, её не  надо бояться  — об  этом говорит спектакль Алексея Тишуры и  все  его  ангелы.

< Юлия Баталина

Последние новости

В одной из клиник Перми после пластической операции умерла собака

Хозяйке предложили бесплатную кремацию питомца и оплату нового щенка v-kurse.ru В&nbsp;ветеринарной клинике Перми после проведения пластической операции умер пёс.

Международный День памяти жертв СПИДа

Ежегодно 3 воскресенье мая в мире проходит Международный День памяти умерших от СПИДа.

24 мая в прямом эфире будут рассмотрены вопросы государственной онлайн-регистрация бизнеса

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. В пятницу, 24 мая,

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *