Пермские художники создали коллективный портрет Перми
В Центральном выставочном зале открылась выставка «Мечты большого города», посвященная 300-летию Перми.
Автором концепции выставки выступила кандидат филологических наук, председатель Пермского отделения Союза художников России, член международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП ЮНЕСКО, художник и педагог Елена Постнова.
Образ Перми в диалоге поколений, времен, привычек сознания отчетливо представлен во многих работах выставки. Одним из первых примеров такого диалога является большое полотно Татьяны Нечеухиной. Мы видим сидящую на табуретке бабушку с гаджетом в руках и как бы остановившуюся на секунду чуть поодаль внучку с самоваром. Теплый красно-коричневый колорит пространства картины, в котором длинное и как бы традиционное одеяние внучки перекликается с цветом притемненных стен сельского жилища, словно напоминает то ли об утре, когда пора готовиться к чаепитию, то ли о вечере уходящего дня. Непременный деревенский житель - кошка, как и бабушка, таращит глаза на экран, а ядовито- зеленые отблески миниатюрного монитора нахально отражаются в бабушкиных очках.
Из этого же эффектного ряда «Пролетарский натюрморт» Ксении Козловой. Мы видим нечто напоминающее раздевалку (возможно, в гараже), где под портретом Ленина, перекочевавшим из официальных учреждений в чье-то личное пространство, размещены рабочие куртки, стоптанная обувь, автомобильное колесо с красным пятном рабочих перчаток (как отголосок: «красный цвет моих республик») , небрежно сброшенных на него.
Но, пожалуй, наиболее запоминающаяся и вызывающая комплекс ассоциаций - это картина Любови Малышевой «И вновь Мотовилиха кует победу». Завораживает и кажется почти ожившим золотисто-желтый и бликующий белый цвет разлетающихся брызг жидкого металла; подвешенный в воздухе огромный металлический чан, в котором плещется расплавленная масса. Все это отчетливо прописано на фоне сине-серо-стального цвета цехового помещения. Мощнейшим производственным процессом, который похож на сказку про могущественных колдунов, управляют обыкновенные люди, мотовилихинские рабочие. Любови Малышевой удается изображение жизни в формах самой жизни вынести на новый, более высокий уровень - уровень большого художественного обобщения. Да, тут только А. Твардовского и цитировать: «Урал! Опорный край державы/ Ее добытчик и кузнец, / Ровесник древней нашей славы / И славы нынешней творец...»
Ольга Клименская, искусствовед, куратор выставки «Мечты большого города»:
- Выставка объединила активно работающих художников нескольких поколений - от корифеев до недавних выпускников двух пермских творческих ВУЗов: мастерской народного художника СССР Е.Н. Широкова в Пермском институте культуры и Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени народного художника СССР И.С. Глазунова. Интересно, что традиции нескольких школ, в том числе Нижнетагильской, Московской и Петербургской (Ленинградской), показаны в едином экспозиционном пространстве, и все авторские мечты сложились в один современный «пазл» художественного осмысления реальности. Реалистические приёмы живописи, рисунка и скульптуры соседствуют с мастерски переданными импрессионистическими, экспрессивными, абстрактными, декоративно-условными и театральными способами изображения. <...>Увлекателен эмоциональный диапазон работ в залах экспозиции. В своих произведениях авторы транслируют скрытый лиризм или иронию, восхищение красотой многих жизненных реалий».
Думается, что для посетителя выставки, не связанного профессионально с художественным освоением мира, особенно важен именно эмоциональный диапазон представленных работ. Здесь мы отметим безусловную социально-культурную и художественную значимость работы Валентины Соловьевой под названием «Окно в мир. Е.Н. Широков». В ее портрете личность Широкова подана масштабно, основательно, с глубиной понимания смысла его творчества, его роли для культуры и искусства Перми. В русле уважения к замечательным пермякам, которые оставили свой след в истории Перми, отметим портрет заслуженной артистки РСФСР пермской балерины Е.В. Каменской кисти Анны Вдовиной; скульптуру «Шагающий против ветра» Юрия Устинова, посвященную памяти нашего земляка ученого, бизнесмена и мецената В.В. Тетюхина; портрет писателя Леонида Юзефовича в исполнении Елены Чертковой, бюст кардиолога Серея Суханова, созданный Алексеем Матвеевым.
Немного другая, живая Пермь - в ее круглосуточном режиме существования как залоге прочности мира на нашей земле, ощущается в живописных работах «Белые ночи Перми» Е. Постновой, «Строительство моста через Чусовую» Алексея Мургина, «Зима в микрорайоне» Вячеслава Петряева.
Разнообразно представлен внутренний мир частного человека. Бросается в глаза расположенная в центре зала работа Алексея Матвеева «Уставшая». Запечатлен образ девочки, заснувшей, что называется, на ходу, с книжкой в руках, игрушечным мишкой на полу. Скульптура грациозна по исполнению, полна атмосферы домашнего уюта, тепла. Взрыв положительных эмоций вызывают работы Рустама Исмагилова, который из отживших автомобильных деталей соорудил скульптуры «Важная птица» (некий генерал из XIX века). Из металлолома сделаны «Лось» и интерпретация мифа о Георгии Победоносце, пронзающем дракона.
В «закутках» выставочной экспозиции мы обнаруживаем скромные по размерам, но также полные эмоциональной экспрессии работы. Такова картина тушью и пером Натальи Кирсановой «Место силы», где искусно изображены заваленный снегом старый дом и кроха на крыльце с детской лопаткой. Полон сложных живописных оттенков, создающих атмосферу противостояния подростка тревожным обстоятельствам, диптих акварельных иллюстраций Юлии Лушниковой к рассказу «Васюткино озеро» Виктора Астафьева. Восхищают, как всегда, глубоко продуманные и блестяще исполненные изображения в камне животных и птиц династии камнерезов Анатолия Моисеевича и Романа Овчинниковых. Оригинален зал, посвященный творчеству театральных художников Ю. Лапшина, Ю. Жаркова, В. Смирнова и др.
Открытие выставки прошло при большом стечении народа. Очереди в выставочный зал, чтобы лицезреть «Мечты большого города», пока нет. Но продавец билетов, как мы убедились в субботний день, без дела не сидит.
Ф ото из архив а Пермской организации Союза художников России.
Галина Куличкина
все публикации автора...
Последние новости
Пожар в промышленном районе Осенцы
Ситуация с пожаром в Осенцах вызывает опасения у местных жителей.
Пожар на нефтебазе в Осенцах
Роспотребнадзор проведет мониторинг воздуха после инцидента.
Цифровизация законотворческого процесса в Пермском крае
Пермские депутаты становятся примером для других регионов России.
Виновата ли индийская рупия в провальном курсе рубля?
Предположение, что российскую валюту тянут вниз проблемы с конвертацией индийских рупий