Пермская галерея репетирует «большой переезд»

По случаю Международного дня музеев друзья галереи собрались в новых помещениях на ул.

По случаю Международного дня музеев друзья галереи собрались в новых помещениях на ул. Окулова, 75

Фото: Валерия Заровнянных

Впервые музейная вечеринка 18  мая  прошла в  помещении фондохранилища, в  которое Пермская галерея в  начале нынешнего года перевезла экспонаты из  двух залов, переданных Пермской епархии РПЦ  для  проведения богослужений. Руководство музея воспользовалось событием, чтобы рассказать постоянным посетителям, спонсорам и  прессе о  том, как  планирует работать в  новом здании, а  также о  том, как  будет отмечать 100-летие, и  вообще о  творческих планах.

По  словам директора галереи Юлии Тавризян, переезд части коллекции, реставрационных мастерских, архива и  библиотеки во  временные площади на  ул. Окулова, 75  — это  «репетиция большого переезда», который предстоит, когда для  музея построят новое здание на  территории Завода Шпагина. Площади, оказавшиеся в  её временном распоряжении, галерея планирует использовать максимально: не  только для  хранения и  реставрации произведений искусства, но  и  для  привлечения посетителей.
Как  пояснила заместитель директора музея Ольга Старцева, простор новых помещений позволяет проводить в  них  события, которые в  здании Спасо-Преображенского собора либо не  умещались, либо не  подходили по  формату. В  бывшем корпусе телефонного завода будут проходить подвижные занятия для  детей от  трёх до  восьми лет, в  том  числе детская музейная гимнастика с  учётом разработок музейной педагогики и  детской психологии. Здесь же  планируется организовать собрания «Клуба коллекционеров» с  показом частных коллекций  — не  только искусства, но  и  всевозможных забавных предметов, в  том  числе детских коллекций. Ещё один новый формат событий в  пространстве фондохранилища  — это  концерты. Их  немало и  в  здании собора, но  там  обстановка требует камерности и  строгости, а  здесь можно проводить концерты активные, громкие и  даже с  танцами. Всё-таки завод  — это  не  собор!
И, разумеется, в  фондохранилище и  в  реставрационных мастерских будут проходить экскурсии для  небольших  — до  10  человек  — организованных групп.
Выставки в  новом помещении тоже будут, но  очень небольшие. Галерея планирует возродить традицию выставок одной картины, а  также демонстрировать результаты реставрации: фиксировать внешний вид  предмета до  реставрации и  во  время её проведения и  показывать посетителям эти  фотографии вместе с  конечным результатом  — «в режиме Золушки», как  сказала Юлия Тавризян.
В  последние годы, по  словам директора галереи, краевой минкульт выделяет ежегодно около 20  млн  руб. на  реставрацию произведений искусства из  фондов. Планируется, что  за  четыре года будет отреставрировано около 1000 предметов, в  том  числе тех, что  требуют применения специальной техники, которой в  распоряжении галереи нет  — их  отправляют в  Москву, во  Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика  И.Э. Грабаря. О  реставрационных работах гостям вечеринки подробно рассказала главный хранитель галереи Ирина Николаева; по  её словам, в  Москве изучат и  отреставрируют кроме прочего знаменитые древнеегипетские мумии, которые хранятся в  галерее ровно 100  лет. Они  поступили в  её коллекцию из  некоего «Пермского паноптикума»; никто не  знает, что  это  было за  предприятие, но  предполагается, что  в  годы Гражданской войны в  Перми застряла передвижная выставка диковинок, а  в  2022 году во  время формирования коллекции создаваемого художественного музея эти  диковинки были переданы  ему.
Мумии во  время реставрации не  будут «распелёнывать»: что  находится под  бинтами, покажет компьютерный томограф, и  по  этим данным планируется восстановить внешний облик древних египтян, волею судеб оказавшихся в  Перми.

Фото: Валерия Заровнянных


Древнеегипетские мумии никогда не  были показаны в  экспозиции галереи, как  и  вообще все  экспонаты восточной коллекции, о  которой все  слышали, но  мало кто  её видел; в  новом здании они  должны будут «выйти в  люди», а  в  этом году состоится их  «первый бал». Руководство галереи рассказало, что  в  честь 100-летия в  ноябре откроется большая выставка, которая так  и  будет названа  — «Сто» (6  +). Во  всех помещениях для  временных экспозиций  — в  левом крыле первого этажа и  в  трёх залах за  алтарём на  втором этаже  — будут выставлены коллекции, которые никогда не  экспонировались или  экспонировались фрагментарно  — графика, декоративно-прикладное искусство, художественное стекло, живопись художников бывших союзных республик и  многое другое. Для  восточной коллекции отведены три  зала за  алтарём.
Среди планов галереи на  2022 год  ещё и  выставка «Мир искусства» (0  +), посвящённая 150-летию Сергея Дягилева и  приуроченная к  открытию Дягилевского фестиваля. В  экспозицию войдут декоративно-прикладное искусство, графика и  книги, связанные с  деятельностью художников дягилевского круга. Кроме того, галерея, являющаяся членом Ассамблеи петровских музеев, готовится отметить 350-летие со  дня  рождения Петра I. В  честь этого юбилея здесь пройдёт лекторий, посвящённый искусству петровского времени, не  только живописи и  скульптуре, но  и  архитектуре.
В  2023 году галерея планирует многое показать за  пределами Перми: в  рамках празднования трёхсотлетия Перми она  будет представлять художественную культуру Прикамья на  «внешнем контуре»: большие выставки пройдут в  Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Москва), в  Манеже в  Санкт-Петербурге и  в  Нижнем Новгороде, тоже в  Манеже. В  Центре  им. Грабаря откроется показ произведений из  пермской коллекции, отреставрированных чуть ли  не  за  все  100  лет  дружбы музея и  реставрационного центра, а  пермские деревянные боги отправятся в  Екатеринбургский музей изобразительных искусств с  обменным визитом: в  Пермь в  это  время прибудет знаменитый каслинский павильон  — выставка будет называться «Чугунное кружево» (0  +).
Один из  самых знаменитых экспонатов галереи, опять же  из  числа тех, о  которых много кто  слышал, но  почти никто не  видел  — иконостас работы Николая Рериха из  усыпальницы купцов Каменских в  Перми  — в  конце нынешнего года будет выставлен в  Третьяковской галерее на  большой персональной выставке Рериха. На  будущий год  он  вернётся в  Пермь и  снова будет участвовать в  выставке  — галерея готовит оммаж знаменитым пермским предпринимателям и  меценатам «Купцы Каменские» (0  +).
Главные события, посвящённые своему столетию, галерея хотела бы  провести в  ноябре на  «Заводе Шпагина». Это  пока мечта, а  не  план: особый режим, связанный со  строительством, ограничивает использование этой территории, но  руководство музея хотело бы  пригласить ближайших друзей на  стройплощадку и  продемонстрировать им  то, что  там  будет к  ноябрю, ну, хотя бы  котлован. Юбилейные события получили общее название «Сто лет  после столетия».
Для  тех, кто  хотел бы  сделать музею подарок в  честь круглой даты, разрабатывается особая спонсорская программа: можно, например, взять шефство над  какой-то картиной и  получить в  награду именную этикетку в  постоянной экспозиции на  новом месте. < Юлия Баталина

Последние новости

Возможность выпуска памятной монеты в честь Владимира Жириновского

Депутаты ЛДПР просят Центробанк учесть выпуск монеты к 80-летию политика.

Модернизация на Соликамском магниевом заводе

Современные технологии для повышения эффективности производства.

Новости о пенсионной реформе в России на 2024 год

Пенсии вырастут, а индексация охватит всех пенсионеров.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Омске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *