10.09.2019

Остаёмся зимовать

Вслед за балетным («Лебединое озеро») и оперным («Евгений Онегин») в Пермском театре оперы и балета открылся симфонический сезон.

Вслед за  балетным («Лебединое озеро») и  оперным («Евгений Онегин») в  Пермском театре оперы и  балета открылся симфонический сезон. Думается, если после перечисления спектаклей открытия сезона спросить, произведения какого композитора играли 6  сентября, правильные ответы составят 100%. Да, это  был  Чайковский. Но  не  только.

Фото:  Никита Чунтомов

Составляя свою первую симфоническую программу в  статусе главного дирижёра театра, Артём Абашев «срифмовал» Третью симфонию Чайковского  — «Польскую»  — с  Серенадой для  струнных Антонина Дворжака, и  получился вечер в  западнославянском духе. Эти  произведения не  просто написаны в  одном и  том  же  1875 году, у  них  много общих черт. Оба  носят подчёркнуто светский характер и  во  многом опираются на  танцевальные мелодии  — вальсы и  полонез, оба  мелодически богаты, оба  взаимодействуют с  традициями западных славян  — чехов у  Дворжака, поляков у  Чайковского, и  даже количество частей в  произведениях одно и  то  же  — пять. Наконец, это  просто красивейшие произведения классического репертуара, легко узнаваемые и  полные аллюзий на  другие знаменитые мелодии, особенно у  Чайковского, который цитирует в  этой симфонии многие свои оперы и  балеты.

Ещё один немаловажный момент: оба  произведения написаны для  относительно небольшого оркестра, а  серенада  — так  и  вовсе только для  струнных. В  сложившейся в  театре ситуации это  существенно, ведь оркестр ещё не  вполне сформирован и  сыгран. Для  большой симфонии ХХ  века  — того же  Малера, например,  — здесь попросту не  наберётся состав. Стремление главного дирижёра предъявить публике не  столько большой, сколько отборный оркестр в  этом случае можно только поддержать.

Затея удалась. Серенаду исполнили чисто, вдохновенно, хотя и  с  некоторой осторожностью. Единого дыхания, когда оркестр летит без  оглядки, словно одна птица, а  не  стая птиц, пока не  чувствовалось. Во  втором отделении, когда к  струнным присоединились духовые и  литавры, в  оркестре появились уверенность, драйв, энергия заструилась со  сцены в  зал. Слышно было, как  в  полонезе шляхтичи ударяют каблуками и  звенят шпорами.

Немногочисленная, но  отборная группа духовых особенно порадовала. Соло валторны было просто супер! И, конечно, все  имеющие уши  зрители поняли, почему Абашев многократно и  горячо поблагодарил во  время поклонов концертмейстера Дарию Зиатдинову.

Дария Зиатдинова  — одно из  тех  лиц, которые знакомы пермякам по  оркестру MusicAeterna, причём далеко не  единственное такое лицо в  новом составе театрального оркестра. Вообще, смотреть на  знакомые и  новые лица было чрезвычайно увлекательно.

Приятно было увидеть за  первым виолончельным пультом Юрия Полякова, пермяка, который около десяти лет  назад эмигрировал в  Новосибирск к  Курентзису, вернулся в  Пермь в  составе MusicAeterna, а  теперь остался на  родине. Не  менее приятно было обнаружить, что  в  составе оркестра нашла своё место скрипачка Наталья Васёва, которая ещё в  бытность студенткой Пермского института культуры активно концертировала в  камерных ансамблях, в  том  числе и  с  довольно рискованной авангардной музыкой. Уверенность в  завтрашнем дне  внушал представительный литаврист Николай Дульский, который до  недавнего времени казался неотъемлемой частью MusicAeterna, а  в  группе духовых виднелась красивая шевелюра трубача Рустама Зиганшина, являющего собой редкий пример музыканта, которого ценили все  дирижёры театра, включая Теодора Курентзиса. В  общем, соотношение «старичков» и  новичков было ровно такое, чтобы вызвать и  приятное чувство узнавания, и  ощущение интригующего неизвестного.

Выглядел оркестр стильно, модно и  обаятельно. Артём Абашев появился на  сцене в  максимально демократичном наряде  — чёрные джинсы и  футболка с  длинными рукавами. Если Теодора Курентзиса вечно сравнивали с  рокерами, то  Абашев, скорее, джазмен. Сравнения с  Курентзисом, конечно, хотелось бы  избежать, но  без  него никак не  обойтись, поскольку дирижёрская манера Абашева  — практически теодоровская. Он  тоже не  пользуется дирижёрской палочкой, да  и  вся, так  сказать, хореография  — один в  один. Если рассматривать концерт как  дирижёрский месседж, то  можно было прочитать следующее: «Да, я  наследник Теодора, но  я  не  Теодор. Я  — это  я, Артём Абашев».

Первый симфонический концерт сезона ажиотажа в  публике не  вызвал  — в  зале остались свободные места. Что  ж, зато получили возможность посещать концерты меломаны, которые просто любят музыку, а  не  стремятся отметиться на  громком событии. Наблюдать за  публикой было очень занятно и  отчасти тревожно: сможет ли  театр сохранить ту  зрительскую культуру, которую так  настойчиво прививал Теодор Курентзис? Пока что  впечатления самые приятные: почти не  было аплодисментов между частями произведений, никто не  светил телефонами…

А  как  приветствовали оркестр и  дирижёра, как  благодарили! Надо было слышать эти  аплодисменты, эти  крики «Браво!». В  них  звучали и  благодарность за  верность музыке и  Перми, и  нечто вроде аванса, пожелания будущих свершений.

Да, MusicAeterna оказалась не  вечной для  Перми, но  просто музыка никуда не  ушла  — осталась с  нами зимовать.

На  пресс-конференции перед началом сезона Артём Абашев сообщил, что  хочет, чтобы все  работающие в  театре дирижёры  — Пётр Белякин, Дамир Максутов и  Илья Гайсин  — участвовали в  симфоническом сезоне, на  который запланировано восемь концертов и  два  концертных исполнения опер. Это  значит, что  у  нас  опять интересное время. Конечно, приписываемая китайцам поговорка утверждает, что  жить в  интересные времена тяжело, но  это  — дело вкуса.


Юлия Баталина редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Последние новости

Центр «Мой бизнес» открывает набор группы для обучения по программе повышения квалификации «Участие в государственных и муниципальных закупках в соответствии с Законом 44-ФЗ»

Центр «Мой бизнес» открывает набор группы для обучения по программе повышения квалификации «Участие в государственных и муниципальных закупках в соответствии с Законом 44-ФЗ».

Закон приняли тихо. Голикова утвердила новый размер пенсии

kremlin.ru Подписаться в Telegram В текущем году у безработных граждан России будет приятное сюрпризом увеличение суммы страховой пенсии по старости до 18 521 рубля, пишет наша газета .

Мощный барьер для клещей: 1 дешевое средство глушит рецепторы - стоит в аптеке 30 рублей

Даниил Мурзов Подписаться в Telegram В борьбе с клещами, которые ежегодно становятся причиной множества заболеваний, очень важно применять эффективные и доступные средства.

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *