Главной премьерой Дягилевского фестиваля станет опера-мистерия Карла Орфа

De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времён», 18 +) — это масштабное произведение немецкого композитора Карла Орфа для множества солистов,

Грандиозное сочинение прозвучит в индустриальном интерьере

  Алексей Гущин

De temporum fine comoedia («Мистерия на  конец времён», 18  +)  — это  масштабное произведение немецкого композитора Карла Орфа для  множества солистов, хора и  громадного оркестрового состава с  участием полутора десятков ударных инструментов. Новая постановка этой весьма редко оказывающейся на  подмостках оперы станет главным событием Дягилевского фестиваля 2022 года. Режиссёр спектакля Анна Гусева, музыкальный руководитель и  дирижёр Теодор Курентзис, участвуют оркестр и  хор  musicAeterna, сопрано Надежда Павлова и  огромный состав артистов.

Всю  жизнь немецкий композитор, экспериментатор, автор собственной системы музыкального воспитания Карл Орф  разрабатывал особый тип  театра, в  котором синтезировал сравнительно простые музыкальные формы, якобы непрофессиональные пение, танец, драматическую игру и  декламацию в  поисках праязыка искусства. Он  называл этот синтез «мировым театром», опуская само слово «музыка», хотя музыка играет в  его  мистериях ключевую роль.

Театральные работы Карла Орфа практически неизвестны в  России. Их  исполнение вызывает большие трудности, ведь оркестр Орфа  — это  гигантский и  крайне нестандартный состав, солисты Орфа должны не  только обладать актёрскими способностями, но  и  уметь отрешаться от  актёрского типа существования на  сцене, исполняя не  роли, а  ритуальные обязанности. Хор  Орфа должен уметь говорить и  кричать, а  драматические актёры  — петь. Мистерии Орфа близки к  средневековым литургическим драмам, исполнявшимся в  храмах и  на  улицах, поэтому ставят их  редко, и  каждая премьера превращается в  грандиозное событие.

De temporum fine comoedia («Мистерию на  конец времён») Орф  создавал на  протяжении десяти лет  и  неоднократно редактировал. На  Дягилевском фестивале прозвучит версия 1981 года. Постановку осуществляет театральный и  кинорежиссёр, мультидисциплинарный художник Анна Гусева, музыкальный руководитель и  дирижёр  — Теодор Курентзис. Анахореты и  сивиллы  — артисты хора musicAeterna, а  также солистки: сопрано Надежда Павлова (Пермская опера) и  меццо-сопрано Ирини Циракидис (Греция).

В  пресс-службе фестиваля подчёркивают, что  речь идёт не  о  концертном исполнении или  семи-стейдж, а  о  полноценной оперной постановке, привязанной к  конкретному пространству, с  декорациями, специальным светом, костюмами и  реквизитом. В  спектакле заняты видеохудожники, артисты-перформеры и  артисты миманса. Как  уже  сообщал «Новый компаньон», для  участия в  массовке фестиваль приглашает непрофессиональных актёров, которым предстоит стоять, ходить по  ступенькам вверх-вниз, выносить тазы с  водой, выносить на  сцену реквизит: книги, мешки с  монетами, бумажные свитки; сидеть, ходить среди декораций, омывать себя из  таза мочалкой, выезжать на  тележке в  роли «голых грешников с  картины Босха «Судный день» и  даже появляться в  обнажённом виде.

Анна Гусева, режиссёр:

— Наша постановка не  следует сценарию Карла Орфа в  точности. Орф  строит мост между веками  — в  его  мистерии есть античные прорицательницы и  раннехристианские монахи. Мы  продолжаем этот мост: конец света происходит здесь и  сейчас, в  тот  момент, когда разыгрывается наша мистерия. Вот  три  точки во  времени, между которыми ведётся вечный разговор о  Боге и  с  Богом. Сивиллы дают чёрно-белую картину мира, в  которой есть праведники и  есть грешники, которых Бог  покарает. Анахореты вводят важнейшие христианские понятия исповеди и  покаяния. Прощён будет всякий, кто  об  этом искренне попросит,  — это  основной посыл оперы, на  мой  взгляд. Конец света происходит с  нами постоянно, и  акт  прощения  — ключевой момент в  жизни каждого: каждый раз, когда мы  просим прощения у  других или  прощаем сами себя, внутри нас  наступает маленький  Рай.

«Мистерию…» Карла Орфа Теодор Курентзис и  его  коллектив вместе с  солисткой Надеждой Павловой планируют показать в  этом году на  Зальцбургском фестивале, правда, в  совершенно другой постановке.

Авторской системе музыкального образования и  воспитания Карла Орфа будет посвящен отдельный блок Образовательной программы Дягилевского фестиваля. Этот курс смогут пройти подростки от  12  до  16  лет. На  протяжении недели они  будут погружаться в  материал оперы под  руководством Натальи Вальченко, выпускницы зальцбургского Орф-института, и  знакомиться с  принципами «Элементарного музыкального театра», которые разрабатывал композитор. К  концу фестиваля они  представят собственное «элементарное действо».

Премьера De temporum fine comoedia Карла Орфа в  постановке Анны Гусевой и  Теодора Курентзиса состоится 18  и  19  июня в  «Литере А» завода Шпагина, начало в  21:00.

< Юлия Баталина

Последние новости

Бюджетные планы на 2025 год

Государство готовит финансовые меры для следующего года.

Введение туристического налога в Перми

С 2024 года в Перми начнет действовать новый налог для туристов.

Рост числа трудоустроенных граждан в России

Пенсионная реформа способствует созданию новых рабочих мест.

Card image

Путешествие к Мирскому и Несвижскому Замкам с Арендой Автомобиля

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Великих Луках

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *