Что мы воспитаем, то вечером встретит нас в подъезде
Елена Зебзеева, художественный руководитель театра «Бенефис», в эти дни отмечает свой юбилей.
Елена Зебзеева, художественный руководитель театра «Бенефис», в эти дни отмечает свой юбилей.
В жизни она такая же, как на сцене – громкая, яркая, красивая, интересная. Беседуя с ней, я буквально растворилась в её обаянии и слушала с восторгом, свойственным детям, которые, открыв рот от удивления и зачарованности, смотрят яркие детские сказки её театра.
Приёмная комиссия хохотала до слёзЕлена Александровна, помню, как увидела в первый раз вас и запомнила на всю жизнь. Вы сидели в зале во время экзамена на актёрский курс, набираемый Владимиром Тихонравовым, я что-то мямлила (читала из своего), а вы смеялись. Это было давно…
– Читали из своего? Значит, это было ваше, журналист сразу в вас сидел. Когда поступала я в театральный институт, надо мной хохотала вся приёмная комиссия.
Я в детстве сменила три школы; училась и во второй школе. Александр Витальевич Морозов всё время что-то придумывал, ставил во второй школе спектакли и нас вечно привлекал. Мне досталась маленькая роль в школьном спектакле. У меня была проходка: я играла возмущённую мать, за мной плёлся мой сын. А я в это время выговаривала учителю: « Вы не имеете никакого понятия о дифференцированном подходе и процессах стимуляции! » Александр Литкенс ( главный режиссёр Березниковского драмтеатра в 1980-х гг. - прим. Ред. ) , посмотрев этот спектакль, на сцене театра вручил мне книгу за эту эпизодическую роль. И тогда я поняла, что моя судьба решена.
Готовились к прослушиваниям и экзаменам в Пермский институт культуры?
– Ну что вы! Мы поехали с мамой к бабушке, путь наш на речной порт лежал, мимо Пермского института культуры. Мама спросила: « Лена, может, пойти ?» А я ответила, что отдохну у бабушки, потом решу.
Прикатила, когда все прослушивания уже закончились. На меня с удивлением посмотрели и до экзаменов допустили. Естественно, я не готовилась и читала то, что помнила из школьной программы. Читала Есенина : « Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят… » Смотрю на реакцию комиссии, вижу, что они тихонько усмехаются. Думаю, добавлю драматизма. Я старалась и вызвала гомерический хохот. А потом и вовсе обескуражила монологом Жванецкого про танк. Мне поставили на экзамене «отлично». Выглядела я, как Ульяна Громова в исполнении Нонны Мордюковой .
Слава Богу, отучилась, закончила, поступила в Березниковский театр к Тихонравову, несмотря, на то, что боялась его очень жутко.
Понимаю, характер у него тяжёлый…
– Мне это не мешало. Я поступила, и мы с ним до сих пор хорошо общаемся. Он, кстати, и привлёк меня к административной работе. Как-то на репетиции я зевнула, а он это увидел: « А Зебзеевой скучно. Она будет завтруппой! ». Как режиссёр, он в чём-то опередил своё время, сейчас его спектакли смотрелись бы актуально и современно.
Любовь играли убедительноЯ рассматривала старые театральные фотографии. И видела сцены из спектаклей, где ваши партнёры Анатолий Бутор и Максим Мигдалович. Там такая любовь! И вы совсем молоденькая.
– Я играла башмачницу в одном из спектаклей, Анатолий Александрович – моего воздыхателя. И он всё время по роли присвистывал. С Максимом Мигдаловичем мы играли роли в спектакле «Страсти под вязами». У нас были очень доверительные отношения. Как опытный актёр, он очень мне помогал.
Трудно приходится начинающей актрисе?
– Да, начинающим всегда трудно. Славу Богу, когда я только поступила в театр, без ролей не сидела и с каждой ролью обогащалась опытом. Первая роль была мальчика, в спектакле «Клубничное королевство». Я слышала, мальчишки обсуждают: « Это пацан, ты чего не видишь?» А другой: « Да говорю тебе, это девчонка! ».
Ещё в институте у нас был достаточно звёздный курс, я училась со Светой Пермяковой и Жанной Кадниковой . Мои однокурсники взяли и уехали в Москву и все там пристроились. Света играет в популярных сериалах, Жанна стала режиссёром, сняла «Универ», «Реальных пацанов». В первом сезоне «Реальных пацанов», кстати, отснялся весь наш курс.
А я прислушалась к совету своего преподавателя, поехала на практику в Березники, а Тихонравов взял меня в труппу Березниковского драматического театра.
Работа – дарить праздникВы отдали 10 лет Березниковскому драмтеатру, а потом в вашей жизни случился «Бенефис».
– К нам в театр пришёл замечательный Александр Кимович Староскольцев , Заслуженный артист России, человек мягкий, тактичный, уважающий актёров и зрителей режиссёр. И мы в него поверили, пошли за ним. Это мы, актёры, уговорили Александра Кимыча возглавить труппу театра «Бенефис», и он согласился.
«Бенефис» – это театр, куда зритель ходит отдыхать. Есть много разных театров, для разного зрителя, на любой вкус. Мы – театр, который дарит зрителю праздник. У нас здесь тёплая доверительная атмосфера, которую мы очень все ценим и бережём. Мы уже восемь лет живём без Александра Кимыча, но он присутствует в нашей жизни, у нас висит его портрет, как дань уважения основателю театра «Бенефис». Как педагог актёрского мастерства на конкурсе «Учитель года» в Перми, я сказала фразу Александра Кимыча, которая всех покорила: « То, что мы воспитаем, то вечером и встретит нас в подъезде ».
Если бы Александр Кимыч был жив, я бы до сих пор была актрисой. Но он, видимо, чувствовал что-то: отправил меня учиться на Высшие режиссёрские курсы. Сейчас я больше занимаюсь постановкой, из многих спектаклей уже себя вывела.
Трудно ли быть женщиной – театральным режиссёром в провинции?
– А на ваш взгляд, режиссёр – мужская профессия? Вы смотрели «17 мгновений весны»? Мне кажется, у режиссёра Татьяны Лиозновой – железный характер.
У меня небольшой коллектив, а представьте себе театр, где сотни актёров, множество цехов. Нужно иметь несгибаемый характер, чтобы тебе доверились и шли за тобой и в огонь и в воду, надо доказать, что ты можешь вести вперёд. С 2004 года, даты основания театра «Бенефис», мы достигли неплохих результатов. У нас есть свой зритель, свои поклонники, мы съездили на фестиваль «Московская обочина» со спектаклем «Дамское танго», свозили свой спектакль «Мамочки» в Екатеринбург на «Коляда-plays». У нас были прекрасные гастроли в Каменск-Уральский, Киров. Наш коллектив дважды получил городскую премию «Признание».
У нас спектакль на выпуске «Сумасшедшее воскресенье» по пьесе Катаева , у нас - выезды, у нас площадки, юбилей. Ко мне приезжают однокурсники, нужно собрать друзей, близких людей. Хорошо, когда есть друзья, и ты знаешь, что всегда можешь на них рассчитывать. Я довольна, что служу Театру и нашему театру «Бенефис».
Спектакль «Ханума». Е. Зебзеева и А. Староскольцев В спектакле "Необычный секретарь"Последние новости
Возможность выпуска памятной монеты в честь Владимира Жириновского
Депутаты ЛДПР просят Центробанк учесть выпуск монеты к 80-летию политика.
Модернизация на Соликамском магниевом заводе
Современные технологии для повышения эффективности производства.
Новости о пенсионной реформе в России на 2024 год
Пенсии вырастут, а индексация охватит всех пенсионеров.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований