А ну-ка, станцуй адажио
В этом здании на ул. Л. Толстого, 50, раньше был Дворец культуры энергетиков, сейчас там живут Березниковский драматический театр и Школа-театр балета.
В этом здании на ул. Л. Толстого, 50, раньше был Дворец культуры энергетиков, сейчас там живут Березниковский драматический театр и Школа-театр балета. Светлана Пронина называет его по старой памяти – "дворец". А может, и не только по старой памяти: здание до сих пор выглядит, как дворец – красивое, монументальное, светлое.
…По стенам танцевального зала пляшет солнечный зайчик. Несколько девчушек внимательно ловят каждое слово и жест педагога по танцам Светланы Евгеньевны.
– И, трата-тита-тататам, трата- тита-та-там. Тут мне не нравится ваш заход! Ещё раз. И, трата-т-та-татамам… Повторим. Готовы? Ножки вместе, плечики расправили. Идём! Раз-два-три, шаг – хлопок, шаг - хлопок, – командует Светлана Евгеньевна. – Раз-два-три, шаг – сиди, шаг – сиди. Теперь под музыку, тихонько появляемся на сцене: глазки зрителю, улыбаемся! Вы почему такие серьёзные?
Из динамика льётся весёлая детская песенка. Девчонки улыбаются, танцуют и приветливо машут рукой невидимому зрителю. Это репетиция номера, который они покажут завтра на сцене городского парка. Светлана Евгеньевна и её маленькие воспитанницы готовятся к концерту, посвящённому Дню семьи, любви и верности.
От пуантов к пуговицамС березниковским балетом у Светланы Евгеньевны любовь на всю жизнь. Десятилетней девчушкой она впервые переступила порог балетного класса.
– Мы раньше маленькие были, но очень самостоятельные. Сели с подружками в троллейбус, доехали до дворца, и пошли записываться на балет. Родители о нашей инициативе узнали, когда нам велели, чтобы они пришли на родительское собрание, – вспоминает Светлана Пронина.
Занятия в хореографической студии и классический танец для Светланы стали буквально смыслом жизни, но… После школы по совету сестры девочка, которая очень любила танцевать, пошла работать на швейную фабрику.
–1 августа 1970 года я вышла в смену. Работала в цехе №1 на пуговичном полуавтомате. Шили шубы, а мы пришивали пуговицы. Нас так и звали все: "Пуговички" , – вспоминает Светлана Евгеньевна и улыбается. – "Швейка" работала в две смены, вторая заканчивалась в полночь. Николай Филиппович Козлов , тогдашний директор ДК энергетиков, попросил директора швейной фабрики, чтобы меня ставили в первую смену. У меня же репетиции. Меня перевели на производство плащей, поставили на петлевымётывочную машину. Слёз я намотала! Но шить научилась, и это мне пригодилось.
Время народного балетаСветлана Пронина вспоминает, как после смены на фабрике бежала к балетному станку. Как труппа Народного театра балета самоотверженно репетировала до двух часов ночи. Как шли с подругой с репетиций домой – пешком по ночным Березникам. В 1970 г. художественным руководителем Народного театра балета стал Шамиль Мифтахутдинов. Он поставил "Лебединое озеро" П. Чайковского, "Вальпургиеву ночь" Ш. Гуно , "Болеро" М. Равеля , "У голубого Дуная" И. Штрауса, "Шурале" Ф. Яруллина . Ей, девчонке с швейной фабрики, Шамиль Мифтахутдинов доверил партию неаполитанской невесты в "Лебедином озере" и сольные номера.
Потом в театр пришёл Фарит Бикбулатов , поставил балеты "Муса Джалиль" А. Моносыпова, "Суздаль" А. Тищенко. В общем, в 1970-е березниковский Народный театр балета славился и гремел на весь СССР. А Светлана Пронина в это время… шила!
– Я занималась в Народном театре балета и работала. Был период, когда я хотела только шить, устроилась в ателье "Силуэт", потом в Дом мод. Как-то сшила за смену семь пар штанов, со всякими подрезами, кнопками. Получила образование - закончила Кировский техникум бытового обслуживания, – рассказывает Светлана Евгеньевна. Она несколько лет разрывалась между любовью к швейному делу и любовью к классическому балету. И в конце концов нашла способ объединить и то, и другое. – Из ателье меня не отпускали! Я сидела под дверью директора швейного объединения "Красный Урал" Тамары Ивановны Пановой , чтобы забрать трудовую.
С 1998 г. Светлана Пронина работает заведующей костюмерной в театре. Создание детского балетного костюма - очень сложный процесс:
– Любой костюм должен быть таким, чтобы и ребёнку было удобно, и зрелищно смотрелось со сцены, и создавался образ. Вы можете представить костюм морского конька? Перед Новым годом моя племянница попросила сшить такой. Я сшила его за ночь! В спектакле "Дюймовочка" дети выходят на сцену в костюмах бабочек, стрекоз, жучков, паучков. Чтобы сделать костюм, открываю энциклопедию и изучаю строение насекомых. Иногда и ночь не сплю: придумываю костюм ребёнку.
Педагог по призваниюСветлана Пронина вспоминает, как создательница хореографической студии, из которой вырос Народный театр балета (нынешняя Школа-театр балета) Галина Ивановна Цыганова ей сказала: "Чего в костюмерной прячешься?" и предложила вести уроки у детей, помогать ей с репетициями у взрослых.
- Тогда же она поставила нам с мужем Дмитрием, которого я встретила здесь, в театре, адажио из балета "Спартак" , - говорит наша героиня. - Мои родственники до сих пор, когда мы собираемся вместе, говорят: "А ну-ка, станцуй адажио!"
С 1970-х гг. Светлана Евгеньевна выучила классической хореографии больше тысячи березниковских девчонок. Все они прошли через часы балетной муштры, волнения за кулисами, примерок костюмов, которые им шила Светлана Евгеньевна, отчётные выступления, большие и маленькие победы и триумфы.
– Классы были по 60 человек, сейчас бы все в ужас пришли, а мне было нормально, – признаётся Пронина. – Несколько лет назад получила высшее педагогическое образование – училась с интересом, с позиции полувекового опыта работы с детьми. Балет – это сложно, и поэтому балетным детям важна родительская поддержка. Я благодарю родителей наших воспитанниц за понимание. Балерина – это академик тела, но в балете помимо тела работает голова. Среди балерин нет двоечниц.
Соратницы Прониной по балетной сцене покорили зрителей России и Европы. Её ученица Ксюша Мелюхина танцует и преподаёт в Бостоне. Юлия Трестер , которая занималась у Светланы Евгеньевны с четырёх лет, открыла в Перми школу танца. Светлана Орлова совсем юной танцевала с Прониной в "Тщетной предосторожности", сейчас преподаёт в Пермском колледже культуры.
Учиться сложно, но интересно Увидите в ребёнке индивидуальностьВ том, что Светлана Евгеньевна - строгий педагог, но у неё интересно учиться, рассказала её выпускница Елизавета Семёнова.
- Я пришла к Светлане Евгеньевне в четыре года и проучилась у неё 12 лет. Мне нравилась её подача, манера преподавания. Я не боялась, что-то сделать не так, знала: она поможет мне, – говорит о своём педагоге Елизавета. – У меня были сольные партии. Мы иногда вместе со Светланой Евгеньевной придумывали комбинации, меняли хореографию, подбирая индивидуальные движения, которые лучше смотрелись в моем исполнении, упрощали или усложняли движения. Мне кажется, даже через 20 лет я буду помнить все танцы, которые мы учили.
Последние новости
Возможность выпуска памятной монеты в честь Владимира Жириновского
Депутаты ЛДПР просят Центробанк учесть выпуск монеты к 80-летию политика.
Модернизация на Соликамском магниевом заводе
Современные технологии для повышения эффективности производства.
Новости о пенсионной реформе в России на 2024 год
Пенсии вырастут, а индексация охватит всех пенсионеров.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией