А ну-ка, станцуй адажио

В этом здании на ул. Л. Толстого, 50, раньше был Дворец культуры энергетиков, сейчас там живут Березниковский драматический театр и Школа-театр балета.

Светлана Пронина с воспитанницами

В этом здании на ул. Л. Толстого, 50, раньше был Дворец культуры энергетиков, сейчас там живут Березниковский драматический театр и Школа-театр балета. Светлана Пронина называет его по старой памяти – "дворец". А может, и не только по старой памяти: здание до сих пор выглядит, как дворец – красивое, монументальное, светлое. 

…По стенам танцевального зала пляшет солнечный зайчик. Несколько девчушек внимательно ловят каждое слово и жест педагога по танцам Светланы Евгеньевны.

– И, трата-тита-тататам, трата- тита-та-там. Тут мне не нравится ваш заход! Ещё раз. И, трата-т-та-татамам… Повторим. Готовы? Ножки вместе, плечики расправили. Идём! Раз-два-три, шаг – хлопок, шаг - хлопок, – командует Светлана Евгеньевна. – Раз-два-три, шаг – сиди, шаг – сиди. Теперь под музыку, тихонько появляемся на сцене: глазки зрителю, улыбаемся! Вы почему такие серьёзные?

Из динамика льётся весёлая детская песенка. Девчонки улыбаются, танцуют и приветливо машут рукой невидимому зрителю. Это репетиция номера, который они покажут завтра на сцене городского парка. Светлана Евгеньевна и её маленькие воспитанницы готовятся к концерту, посвящённому Дню семьи, любви и верности.

От пуантов к пуговицам

С березниковским балетом у Светланы Евгеньевны любовь на всю жизнь. Десятилетней девчушкой она впервые переступила порог балетного класса.

– Мы раньше маленькие были, но очень самостоятельные. Сели с подружками в троллейбус, доехали до дворца, и пошли записываться на балет. Родители о нашей инициативе узнали, когда нам велели, чтобы они пришли на родительское собрание, – вспоминает Светлана Пронина.

Занятия в хореографической студии и классический танец для Светланы стали буквально смыслом жизни, но… После школы по совету сестры девочка, которая очень любила танцевать, пошла работать на швейную фабрику.

–1 августа 1970 года я вышла в смену. Работала в цехе №1 на пуговичном полуавтомате. Шили шубы, а мы пришивали пуговицы. Нас так и звали все: "Пуговички" , – вспоминает Светлана Евгеньевна и улыбается. – "Швейка" работала в две смены, вторая заканчивалась в полночь. Николай Филиппович Козлов , тогдашний директор ДК энергетиков, попросил директора швейной фабрики, чтобы меня ставили в первую смену. У меня же репетиции. Меня перевели на производство плащей, поставили на петлевымётывочную машину. Слёз я намотала! Но шить научилась, и это мне пригодилось.

Время народного балета

Светлана Пронина вспоминает, как после смены на фабрике бежала к балетному станку. Как труппа Народного театра балета самоотверженно репетировала до двух часов ночи. Как шли с подругой с репетиций домой – пешком по ночным Березникам. В 1970 г. художественным руководителем Народного театра балета стал Шамиль Мифтахутдинов. Он поставил "Лебединое озеро" П. Чайковского, "Вальпургиеву ночь" Ш. Гуно , "Болеро" М. Равеля , "У голубого Дуная" И. Штрауса,  "Шурале" Ф. Яруллина .  Ей, девчонке с швейной фабрики, Шамиль Мифтахутдинов доверил партию неаполитанской невесты в "Лебедином озере" и сольные номера.

Потом в театр пришёл Фарит Бикбулатов , поставил балеты "Муса Джалиль" А. Моносыпова, "Суздаль" А. Тищенко. В общем, в 1970-е березниковский Народный театр балета славился и гремел на весь СССР. А Светлана Пронина в это время… шила! 

– Я занималась в Народном театре балета и работала. Был период, когда я хотела только шить, устроилась в ателье "Силуэт", потом в Дом мод. Как-то сшила за смену семь пар штанов, со всякими подрезами, кнопками. Получила образование - закончила Кировский техникум бытового обслуживания, – рассказывает Светлана Евгеньевна. Она несколько лет разрывалась между любовью к швейному делу и любовью к классическому балету. И в конце концов нашла способ объединить и то, и другое.  – Из ателье меня не отпускали! Я сидела под дверью директора швейного объединения "Красный Урал" Тамары Ивановны Пановой , чтобы забрать трудовую.

С 1998 г. Светлана Пронина работает заведующей костюмерной в театре. Создание детского балетного костюма - очень сложный процесс:

– Любой костюм должен быть таким, чтобы и ребёнку было удобно, и зрелищно смотрелось со сцены, и создавался образ. Вы можете представить костюм морского конька? Перед Новым годом моя племянница попросила сшить такой.  Я сшила его за ночь! В спектакле "Дюймовочка" дети выходят на сцену в костюмах бабочек, стрекоз, жучков, паучков. Чтобы сделать костюм, открываю энциклопедию и изучаю строение насекомых. Иногда и ночь не сплю: придумываю костюм ребёнку.

Педагог по призванию

Светлана Пронина вспоминает, как создательница хореографической студии, из которой вырос Народный театр балета (нынешняя Школа-театр балета) Галина Ивановна Цыганова ей сказала: "Чего в костюмерной прячешься?" и предложила вести уроки у детей, помогать ей с репетициями у взрослых.

- Тогда же она поставила нам с мужем Дмитрием, которого я встретила здесь, в театре, адажио из балета "Спартак" , - говорит наша героиня. -  Мои родственники до сих пор, когда мы собираемся вместе, говорят: "А ну-ка, станцуй адажио!"

С 1970-х гг. Светлана Евгеньевна выучила классической хореографии больше тысячи березниковских девчонок. Все они прошли через часы балетной муштры, волнения за кулисами, примерок костюмов, которые им шила Светлана Евгеньевна, отчётные выступления, большие и маленькие победы и триумфы.

– Классы были по 60 человек, сейчас бы все в ужас пришли, а мне было нормально, – признаётся Пронина. –  Несколько лет назад получила высшее педагогическое образование – училась с интересом, с позиции полувекового опыта работы с детьми. Балет – это сложно, и поэтому балетным детям важна родительская поддержка. Я благодарю родителей наших воспитанниц за понимание. Балерина – это академик тела, но в балете помимо тела работает голова. Среди балерин нет двоечниц.

Соратницы Прониной по балетной сцене покорили зрителей России и Европы. Её ученица Ксюша Мелюхина танцует и преподаёт в Бостоне. Юлия Трестер , которая занималась у Светланы Евгеньевны с четырёх лет, открыла в Перми школу танца. Светлана Орлова совсем юной танцевала с Прониной в "Тщетной предосторожности", сейчас преподаёт в Пермском колледже культуры.

Учиться сложно, но интересно  Увидите в ребёнке индивидуальность

В том, что Светлана Евгеньевна - строгий педагог, но у неё интересно учиться, рассказала её выпускница Елизавета Семёнова.

- Я пришла к Светлане Евгеньевне в четыре года и проучилась у неё 12 лет. Мне нравилась её подача, манера преподавания. Я не боялась, что-то сделать не так, знала: она поможет мне, – говорит о своём педагоге Елизавета. – У меня были сольные партии. Мы иногда вместе со Светланой Евгеньевной придумывали комбинации, меняли хореографию, подбирая индивидуальные движения, которые лучше смотрелись в моем исполнении, упрощали или усложняли движения. Мне кажется, даже через 20 лет я буду помнить все танцы, которые мы учили.

Последние новости

Купаться не рекомендуется

Центральный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю 7 июня провёл санитарно-эпидемиологические обследования мест отдыха на воде в г. Кунгуре.

Сотрудникам полиции Перми представили нового руководителя

Алексею Салтыкову предстоит усилить работу по раскрытию тяжких преступлений   ГУ МВД России по Пермскому краю Глава ГУ МВД России по Пермскому краю Александр Щеглов 21 июня представил личному составу УМВД по городу

Мэрия Перми утвердила рекомендации по развитию маршрутной сети

В ряд маршрутов внесут корректировки   Анна Орлова В Перми на заседании рабочей группы утвердили рекомендации по развитию маршрутов общественного транспорта в 2025 году.

Card image

Путешествие к Мирскому и Несвижскому Замкам с Арендой Автомобиля

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *