Жителям и защитникам блокадного города посвящается
Из директивы начальника штаба военно-морских сил Германии № 1601 от 22 сентября 1941 года:
Из директивы начальника штаба военно-морских сил Германии № 1601 от 22 сентября 1941 года: «…Фюрер принял решение стереть Ленинград с лица Земли….дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…Проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
8 сентября 1941года немецкая группа армий «Север» совместно с финскими войсками взяли в кольцо город Ленинград и его пригороды. Началась Блокада, длившаяся 872 дня.
Немецкие войска приступили к методичному разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами. Особенно сильными были обстрелы в октябре-ноябре 1941 года, когда немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб, чтобы вызвать массовые пожары. Одной из самых важных целей врага было уничтожение городских складов с продовольствием.
Выдаваемые жителям города по карточкам нормы продуктов в сентябре начали снижаться. В октябре уже остро почувствовалась их нехватка, а к ноябрю 1941 года отмечены первые случаи потери жителями сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи голодной смерти. С трудом доставляемого запаса продовольствия – воздушным и водным путём, под постоянным огнём противника – катастрофически не хватало. Та еда, которая доставалась ленинградцам, почти вся была суррогатной. Хлеб, для многих ставший единственным продуктом питания, содержал до 40% примесей: целлюлозы, жмыха, обойной пыли, травы, древесной коры.
К зиме 1941 года в Ленинграде начался настоящий, массовый голод. Ситуацию усугубили сильные морозы. Не было отопления, не хватало электричества. В городе перестали работать водопровод, канализация, транспорт. Люди умирали семьями от голода, холода, обстрелов. Умирали в своих обледеневших квартирах, на работе, прямо на улице. Только в декабре 1941 года умерло 52881 жителей города, в январе 1942 г – 199187 ленинградцев. «Это была эпопея страданий человеческих. Это была история…невыносимых мучений. Иные мерки возникали для понятия доброты, подвига, жестокости, любви. Величайшему испытанию подвергались отношения мужа и жены, матери и детей, родных, сослуживцев» ( Д.Гранин, один из авторов «Блокадной книги»).
Ленинград держался вопреки всему. Обессилевшие, замерзающие, умирающие - ленинградцы помогали друг другу, трудились, творили. Работали административные учреждения, поликлиники, детские сады, школы, оставшиеся заводы, театры и кинотеатры, другие организации. В этих нечеловеческих условиях люди пытались остаться людьми. «Во всём и надо всем – понимание почти каждым (поразительно!), что это были исторические дни и ночи…Люди эти чувствовали себя участком фронта. Люди понимали, что до тех пор, пока город живой, он может отстаивать себя…Отрезанный, блокированный город был, и это надо понять, силен своим неодиночеством, к нему были устремлены внимание, любовь, вера всей страны» (Д.Гранин).
Эвакуация ленинградцев началась еще до блокады. Из города вглубь страны вывозили оборудование и работников предприятий, научных и учебных заведений, коллекции музеев. Эвакуация не прекращалась и в течение блокады: людей, сквозь непрерывные обстрелы врагом, переправляли в тыл самолётами, кораблями по воде, а затем и грузовиками-полуторками по льду Ладожского озера – «Дороге жизни». В первую очередь старались спасти детей.
Молотовская (Пермская) область, куда, в числе других областей и республик Советского Союза, вместе с жителями иных прифронтовых территорий эвакуировали жителей блокадного города, помогала соотечественникам, как могла. Размещала, лечила, согревала, кормила, одевала. Сами жившие по условиям военного времени, пермяки делились всем, что у них было: собирали одежду, посуду, мебель, продукты, заселяли эвакуированных в свои дома и квартиры. В авральном режиме ремонтировали, расчищали, утепляли старые и возводили новые помещения для размещения детдомов, интернатов, цехов эвакуированных заводов и организаций. А поток ленинградцев в Прикамье прибывал: дом младенца, хореографическое училище, театры, научные и исследовательские организации, музеи… Усиленное питание, усиленное лечение и врачебное наблюдение, тщательный уход – всё, что было необходимо вырвавшимся из блокадного города ленинградцам, старались обеспечить пермяки, боролись за каждую жизнь.
По данным архивных документов, в пределах Молотовской (Пермской) области к маю 1942 года было расселено 107 879 человек, эвакуированных из Ленинграда. На 5 августа 1942 года в одном только областном центре - г.Молотове (Перми) - размещено 47 348 эвакуированных, из которых 12 383 человека были жителями Ленинграда и Ленинградской области (численность собственного населения г.Молотова на начало 1941 года - 340 000 чел.). В архивах есть сведения о том, что эвакуированным блокадникам полагалось питание и снабжение одеждой по повышенным нормам, их детям вне очереди предоставляли места в детских садах.
Кировский район г.Молотова тоже принимал эвакуированных, в том числе и ленинградцев. Завод № 98 им.С.М.Кирова (ныне Пермский пороховой завод) разместил семьи специалистов ленинградских пороховых заводов. На завод №344 (судостроительный завод «Кама») поступали эшелоны с работниками Адмиралтейского завода (завод №194).
В бывших дачных домиках на побережье Нижней Курьи – территории Дома отдыха – с лета по декабрь 1942 года жили воспитанники Ленинградского хореографического училища. Татьяна Пилецкая, одна из воспитанниц училища, вспоминала: «В первую смену учились местные ребята, а во второй смене занимались мы. И зная, что мы из голодного Ленинграда, что наши родители там, местные ребята в парте оставляли то варёную картофелину, то луковичку, то чесноковку. И у меня в парте я находила, а в ответ писала записки».
Окрепшие в эвакуации, ленинградцы отплатили принявшему их краю сполна, заложив в Прикамье новые яркие традиции в области культуры, образования и промышленности. Для многих ленинградцев Пермская область впоследствии стала родным домом: они остались здесь жить, трудиться и продолжать творческую деятельность.
27 января 1944 года вся страна услышала по радио приказ Военного совета Ленинградского фронта о полном освобождении Ленинграда: героическими усилиями бойцов Советской Армии, в результате ожесточенных боёв блокада была снята. В прорыве блокады участвовала и 379-я Пермская стрелковая дивизия.
«Никто не забыт, ничто не забыто» - эти слова написаны Ольгой Берггольц, ленинградской поэтессой и военным журналистом. Той, что своими стихами по ленинградскому радио всю Блокаду поддерживала у ленинградцев веру в Победу.
Мы помним вас, ленинградцы и защитники Города на Неве. Устоявших, остановивших врага, сохранивших и построивших новую жизнь. Мы помним невероятную внутреннюю силу тех, кто в ужасе блокады сумел не переступить порога человечности. И великую боль тех, кто поневоле совершил то, что невыносимо мучало потом всю оставшуюся жизнь. И страдания тех, кто ушел, не выдержав выпавших на долю испытаний. И тех, кто стоял насмерть на последних рубежах обороны и прорвал смертельное кольцо. Об этом нельзя забывать, все это должно быть в нашей памяти. Чтобы больше никогда не повторитьсяПоследние новости
В 2024 году «Пермэнергосбыт» установил почти 34 тысячи «умных» электросчетчиков
Фото: Новости Перми Автор: Анастасия Абрамова ПАО «Пермэнергосбыт» подводит итоги реализации федерального закона №522 в 2024 году.
Проект расширения горнолыжного комплекса «Губаха» получил положительное заключение экспертизы
Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по проекту развития горнолыжно-развлекательного комплекса «Губаха», сообщается в Telegram-канале корпорации Туризм.РФ.
Решетников назвал главный вызов для экономики России в 2025 году
Экономику России в следующем году ждут новые вызовы. Самый главный озвучил Максим Решетников .
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку