Торговая доля

Три крупнейшие федеральные сети — «Пятёрочка», «Магнит» и «Монетка» — продолжают расширять своё присутствие в Пермском крае.

Три  крупнейшие федеральные сети  — «Пятёрочка», «Магнит» и  «Монетка»  — продолжают расширять своё присутствие в  Пермском крае. За  последние два  года они  открыли 255  новых магазинов. Однако темпы роста сбыта их  продукции в  последний год  замедлились в  два  раза: если в  2017 году объём продаж вырос на  10,1 млрд  руб., то  в  2018 году только на  5,3 млрд  руб. Ещё одна интересная тенденция  — расширение в  последний год  происходит за  счёт открытия магазинов в  муниципалитетах края, а  не  в  краевой столице, как  было ранее.

За  два  предыдущих года в  Пермском крае было открыто 127  новых магазинов «Пятёрочка»
Фото:  Константин Долгановский Кривая роста

Согласно данным УФАС по  Пермскому краю, в  2018 году доля трёх крупнейших федеральных торговых сетей  — «Пятёрочки», «Магнита» и  «Монетки»  — составила суммарно 28,5% от  всего объёма реализации продовольствия в  регионе. В  2017 году тот  же  показатель составлял 26,7%, а  в  2016 году  — 22,7%. За  два  года доля этих магазинов выросла почти на  5,8%. Больше всех подросла «Пятёрочка»  — на  127  магазинов, «Магнит» открыл 94  новых магазина, а  «Монетка»  —  34.

На  этом фоне все  три  федеральные сети в  Пермском крае сохраняют рост объёмов продаж. Однако анализ «Нового компаньона», сделанный на  основе данных УФАС и  Пермьстата, показывает, что  этот рост не  такой стремительный, как  в  предыдущие годы. В  целом по  краю продажи трёх крупнейших сетей в  2017 году выросли на  10,1 млрд  руб., а  в  2018 году только на  5,3 млрд  руб. В  то  же  время прирост числа магазинов оставался примерно на  том  же  уровне. В  2017 году их  стало на  131  больше, а  в  2018 году  — на  124.

Данные говорят о  том, что  наращивание числа торговых точек в  целом помогло федеральным сетям в  2018 году сохранить рост продаж, но  уже  не  позволяет поддерживать скорость роста на  том  же  уровне, как  годом ранее. Если в  2017 году рост составил 122,22%, то  в  2018 году только 109,6% (данные приведены относительно предыдущего периода).

Вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова объясняет эту  тенденцию стратегией федералов сохранить рост объёмов продаж за  счёт открытия новых точек. «Если рядом друг с  другом открывать всё новые торговые точки, то  их  рентабельность в  среднем будет снижаться. Но  если торговая сеть считает рентабельность не  для  каждого магазина, а  для  целого «куста» из  точек, то  открытие даже одного магазина может иметь смысл. Прежде всего потому, что  в  этом случае как  минимум вырастет объём сбыта продукции»,  — считает Гилязова.

В  конце 2018 года руководство X5 Retail Group (управляет торговыми сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и  «Карусель») заявило о  том, что  в  2019 году планирует открыть 2  тыс. торговых точек по  всей России. Это, впрочем, на  500  магазинов меньше, чем  в  2018 году. В  «Магните» планируют сделать ставку на  открытие точек продаж в  отделениях «Почты России». Речь идёт о  2  тыс. магазинов. Это  коснётся только Южного федерального округа, но  в  случае успеха подобный опыт может быть распространён на  всю  Россию.

Декан факультета экономики, менеджмента и  бизнес-информатики НИУ  ВШЭ  в  Перми Дмитрий Гергерт полагает, что  расширение присутствия федеральных торговых сетей в  торговле Пермского края продолжится.

«Пока рынок захвачен не  до  конца, поэтому федеральные торговые сети сохранят стратегию экспансивного роста через открытие новых магазинов. «Пятёрочка», «Магнит» и  «Монетка» работают в  формате дискаунтеров, именно у  них  есть перспективы в  свете падения реальных доходов населения. В  будущем возможен уход части торговли продуктами питания в  онлайн, уже  сейчас компании активно над  этим работают. У  X5 Retail Group есть ещё и  магазины других форматов  — «Карусель» и  «Перекрёсток». Они  также будут работать над  углублением погружения в  рынок, предлагая потребителю более интересный сервис и  ассортимент продукции»,  — отмечает Гергерт.

По  мнению участников рынка, увеличение доли федеральных торговых сетей оказывает давление на  малых игроков, но  это  не  значит, что  для  них  не  остаётся места. Это  объясняется в  том  числе усталостью потребителя от  стандартного предложения федералов и  востребованностью предложения от  местных продавцов.

Торговая сеть «Рива», состоящая из  шести магазинов, работает в  Краснокамске, Краснокамском и  Нытвенском районах. Недавно там  закрыли два  магазина площадью 500  и  600  м. Представитель сети Евгений Авдонин считает, что  давление федеральных торговых сетей сейчас заставляет менять стратегию развития и  форматы торговли малых сетей.

«Конкуренцию федеральные сети составляют серьёзную  — они  теперь стоят через каждые 500  метров. Однако у  нас  свои преимущества. Во-первых, мы  продаём продукт, которого нет  в  федеральных сетях, в  том  числе заключаем договоры с  локальными производителями. Кроме того, сейчас актуально производить свою продукцию в  месте продажи, прежде всего хлебобулочные изделия. Во-вторых, в  магазины прилавочного типа, как  у  нас, люди приходят пообщаться. Продавцы готовы подсказать и  пообщаться с  покупателями, в  то  время как  в  сетевых магазинах продавцы зачастую делают и  выгрузку, и  раскладку продукции, им  не  до  общения с  клиентами»,  — рассказывает Авдонин.

Отметим, что  пермские производители хлеба, кондитерских изделий, молочных и  мясных продуктов в  последние годы активно развивают свои торговые сети. Например, у  представителей Куединского мясокомбината сейчас более 20  магазинов в  Перми. У  чернушинского молокозавода «МаСКо» почти три  десятка торговых точек в  Перми, работающих под  его  брендом. А  у  фирменной сети кондитерской фабрики «Пермская»  — «Пермские конфеты»  — почти 20  магазинов. Зачастую пермские производители ставят свои магазины рядом друг с  другом, таким образом, чтобы у  потребителя была возможность купить все  продукты повседневного спроса. Естественно, что  это  всегда места с  высоким пешеходным трафиком, зачастую в  непосредственной близости от  магазинов федеральных торговых сетей.

Выход в  муниципалитеты

В  2018 году наметилась ещё одна тенденция: если раньше федеральные сети открывали больше магазинов в  краевой столице, то  теперь расширяются в  основном за  счёт муниципалитетов. Так, в  2017 году 72  магазина из  131  были открыты в  Перми, а  в  2018 году  — 53  из  124  точек.

При  этом рост объёмов реализации продовольствия и  в  2017, и  в  2018 году был  в  большей степени обеспечен магазинами из  краевой столицы. Из  10,1 млрд  руб. общего роста объёмов продаж в  2017 году 6,5 млрд  руб. приходилось на  торговые точки в  Перми и  только 3,6 млрд  руб. на  остальные муниципалитеты Пермского края. В  2018 году, несмотря на  больший рост числа магазинов за  пределами краевой столицы, больший объём прироста продаж также пришёлся на  Пермь  — 3  млрд  руб. В  то  время как  в  остальных муниципалитетах Пермского края федеральным сетям удалось прибавить только 2,3 млрд  руб.

Для  проникновения федералов всё дальше в  муниципалитеты есть свои ограничения. Дмитрий Гергерт считает основным барьером отсутствие площадок для  размещения магазинов.

«В 2017 году расширяться было легче, поскольку тогда закрылись магазины сети «Виват». Большое количество площадей освободилось, и  там  открылись магазины других игроков. На  готовом месте открыть магазин намного легче, чем  делать всё заново. Среди требований  — площадь от  250  кв. м, хороший пешеходный трафик и  удобные подходы. Далеко не  везде даже такие простые требования можно выдержать»,  — отмечает Гергерт.

В  лидерах по  росту объёмов продаж продуктов  — крупнейшие по  численности муниципалитеты Прикамья. Причём и  в  2017, и  в  2018 году списки первой пятёрки почти не  менялись, а  в  абсолютных лидерах оставалась Пермь. В  2017 году на  втором месте были Березники, за  ними Пермский и  Краснокамский районы, затем Кунгур. В  2018 году на  второе место по  росту объёмов продаж вышел Кунгур, а  за  ним  — Соликамский, Пермский и  Чайковский районы.

Если взвесить данные по  муниципалитетам относительно численности населения в  каждой территории (на  10  тыс. человек), то  список лидеров роста по  объёмам сбыта продукции существенно меняется. В  2017 году на  первом месте оказался Кишертский район, на  втором  — Добрянский, и  только потом Пермь, Кунгур и  Березники. Лидерство Добрянского района можно объяснить существенным для  территории ростом числа магазинов федеральных сетей. В  2017 году их  количество выросло сразу на  шесть (с  14  до  20). А  вот  в  Усть-Кишерти всего два  магазина федеральных торговых сетей. Оба  магазина, один у  «Монетки» и  один у  «Магнита», открылись в  2016 году. Глава Кишертского района Тамара Конопаткина говорит о  том, что  быстрый рост объёмов продукции у  них, скорее всего, объясняется тем, что  в  2017 году население только знакомилось с  новым форматом магазина самообслуживания.

«В 2016 году они  только открылись, а  в  2017 году всё ещё были в  новинку для  населения. Но, как  говорят предприниматели, занимавшиеся у  нас  торговлей ранее, эффект новизны ушёл и  уже  с  2018 года народ стал возвращаться к  тем, у  кого покупал раньше. Конкуренция  — это, конечно, хорошо. Но, с  другой стороны, объёмы у  предпринимателей, которые платят налоги в  районный бюджет, падают год  от  года. Это  видно, например, по  ЕНВД, который магазины федеральных торговых сетей в  районный бюджет не  платят. В  2016 году отчисления от  ЕНВД составляли 3  млн  руб., в  2017 году  — 2,7 млн  руб., а  в  2018 году  — только 2,3 млн  руб. Спрашиваю у  предпринимателей, а  они  отвечают, что  упали объёмы реализации продукции, поэтому и  налогов платят меньше»,  — рассказывает Конопаткина.

В  2018 году в  лидерах по  росту реализации продовольствия относительно численности населения оказался Кунгур, на  третьем месте  — Соликамский район. А  вот  на  втором, четвёртом и  пятом местах соответственно оказались сельские территории  — Кочёвский, Гайнский и  Частинский районы. Для  таких районов прибавка одного (как  в  Кочёвском) или  двух (как  в  Гайнском или  Частинском) магазинов оказывает существенное влияние на  сбыт. Если посчитать суммарно долю в  объёмах реализации продовольствия всех федеральных сетей, то  в  этих районах она  выросла с  21,2% в  2016 году до  39,5% в  2018 году в  Кочёвском районе. В  Гайнском в  2016 году «Магнит», «Пятёрочка» и  «Монетка» представлены не  были, но  уже  в  2018 году доля присутствия федералов увеличилась до  21,3%. В  Частинском районе присутствие федералов выросло с  17,8% в  2016 году до  31,5%.

По  словам главы Кочёвского района Александра Юркина, с  появлением магазинов федеральных торговых сетей конкуренция на  рынке усилилась, но  место для  местных предпринимателей всё-таки осталось.

«В федеральных сетях оборот больше, значит, есть возможность держать более низкую цену и  ежедневно поставлять товар. У  населения покупательная способность небольшая, поэтому народ туда и  идёт. Так  что  некоторые из  наших предпринимателей были вынуждены закрыть свои магазины. У  тех, кто  остался на  рынке, обороты меньше, но  их  преимущество в  том, что  они  торгуют и  в  центре Кочёво, и  на  периферии. В  то  время как  федералы располагаются рядом друг с  другом в  центре села»,  — рассказывает Юркин.

Если резюмировать вышесказанное, то  эксперты и  участники рынка ожидают продолжения экспансии федеральных сетей в  Пермском крае. Однако для  неё есть ограничения: отсутствие удобных площадок, привычка покупателя к  прилавочному формату и  востребованность локальных производителей, которые не  представлены в  федеральных сетях. Именно это  в  будущем может привести к  корректировке форматов работы федералов.


Мария Сыропятова

Последние новости

Новые инициативы в области устойчивого развития города

Городские власти представили план по улучшению экологии и качества жизни.

Отчет о транспортной отрасли Перми за полугодие

Специалисты представили результаты работы перед депутатами городской думы.

Курорт «Ключи» стал вторым в рейтинге здравниц России

Пермский санаторий «Ключи» отмечен за свою эффективность в сфере оздоровительного туризма.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Мытищах с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *