Развитие в комплексе
Одна из секций Камского форума, состоявшегося в Перми на прошлой неделе, была посвящена теме комплексного развития территорий (КРТ).
Эксперты обсудили перспективы применения механизма КРТ
Константин Долгановский
Одна из секций Камского форума, состоявшегося в Перми на прошлой неделе, была посвящена теме комплексного развития территорий (КРТ). Возможность обсудить её привлекла девелоперов из множества регионов России.
Основной инструментВ настоящее время Минстрой России рассматривает КРТ как наиболее перспективный инструмент строительства жилья в стране. Оно направлено на оптимизацию использования территорий, создание благоприятных условий для развития инфраструктуры, решение проблемы аварийного жилья. Кроме того, механизм КРТ заключается в интеграции ранее не используемых территорий, таких как бывшие промышленные и производственные зоны, в городскую среду. Это позволяет улучшить качество жизни граждан и создать более привлекательный инвестиционный климат.
КРТ это относительно новый механизм строительства жилья: Госдума приняла соответствующий закон лишь в декабре 2020 года. По данным исполнительного директора ГК «Железно» Юрия Перминова со ссылкой на Минстрой России, в настоящее время во всех субъектах РФ в работе находится около 950 проектов КРТ. Общий объём земли в этих проектах составляет 24 тыс. га, а ожидаемый объём застройки составляет 166 млн кв. м, из них 122 млн кв. м — объём жилой площади.
В настоящий момент уже реализуются договоры о КРТ на 372 территориях общей площадью 8,7 тыс. га. Суммарный потенциал этих проектов составляет 60 млн кв. м, в том числе 44 млн кв. м жилой площади. Из 309 заключённых договоров о КРТ 143 подписаны по результатам торгов, 144 — по инициативе правообладателя. Ещё 22 договора заключил ДОМ.РФ.
Чёрный списокОдной из тем, наиболее часто обсуждавшихся на секции, посвящённой КРТ, был вопрос взаимодействия власти и застройщиков.
Согласно федеральному законодательству, существует перечень нормативных актов, которые обязательно должны быть разработаны в каждом субъекте: их около десятка. И ещё 23 нормативных акта субъект имеет право принять для конкретизации федеральных правил реализации КРТ.
Такой подход, с одной стороны, даёт регионам возможность определять правила игры на своей территории. Но с другой — требует от застройщиков дополнительных временных затрат на то, чтобы сориентироваться в законодательстве каждого региона. Поэтому, по мнению руководителя направления по взаимодействию с органами государственной власти ООО «Самолёт-Регионы» Татьяны Горх, необходима большая унификация нормативной базы. Например, документы, касающиеся порядка определения границ КРТ или сроков проведения собрания собственников МКД, от региона к региону практически не отличаются, отмечает она. А где-то даже на территории федеральных округов они абсолютно схожи. Здесь есть смысл установить правила на федеральном уровне — там, где они не столь существенны для реализации проекта.
Ещё одно предложение застройщиков касается расширения перечня территорий, на которых возможна реализация механизма КРТ. По словам Татьяны Горх, в их число могут быть включены территории, застроенные индивидуальными жилыми домами. Эксперт отмечает, что подобные территории часто встречаются в крупных городах и даже столицах регионов и не только не способствуют развитию городской среды, но зачастую создают неблагоприятный имидж. Однако в текущей редакции Градостроительного кодекса обязательным условием принятия решения о КРТ жилой застройки является наличие аварийного многоквартирного дома или дома, который соответствует критериям, установленным в субъектах РФ. Только в такие проекты индивидуальные жилые дома или садовые домики могут включаться в качестве довеска, как дополнительные объекты.
По словам Ленара Газизова, директора ООО СЗ «УнистройПермь», согласование проекта КРТ с властями занимает минимум год, а иногда тянется и до трёх лет. Кроме того, в проектах КРТ риски выше по сравнению с точечной застройкой, особенно если это касается застроенных территорий — как жилых, так и нежилых. Это связано как с большей длительностью реализации проекта, так и с большим объёмом вложений на первоначальном этапе, говорит Татьяна Горх.
По её словам, в нескольких регионах созданы координационные центры, кое-где они называются «штабы по реализации проектов КРТ», в них входят сотрудники исполнительных органов госвласти, органов местного самоуправления, от которых зависит принятие множества решений. Они касаются изъятия, расселения, предоставления прав на земельные участки, утверждения документации по планировке территорий и т. д. Также в эти штабы входят представители ресурсоснабжающих организаций. По словам эксперта, этот подход обеспечивает прямые коммуникации между всеми участниками проекта и контроль со стороны высшего руководства субъекта.
По словам министра по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Ларисы Ведерниковой, в Пермском крае работа организована на площадке минимущества, где проводятся совещания по протоколу со сроками. «Мы приглашаем на совещание абсолютно всех коллег, застройщиков, чтобы принять определённое решение и не тормозить проект», — сказала она.
В свою очередь и региональные власти устанавливают свои требования к застройщикам, претендующим на реализацию КРТ. В частности, критерии касаются опыта строительства жилья определённого объёма. Власти объясняют это желанием избежать части проблем при реализации КРТ, а небольшие застройщики считают такие меры заградительными и видят в них потенциал для отсечения части компаний от участия в проектах.
По словам начальника отдела КРТ департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени Екатерины Чистяковой, в скором времени при участии Минстроя предполагается создание единого общероссийского чёрного списка девелоперов, получивших право заключить договор о КРТ, но не реализовавших его. Уже сейчас в Тюменской области принят нормативный акт, допускающий к аукциону только тех застройщиков, которые в течение двух предшествующих лет не отказывались от заключения договора о КРТ. Это правило было закреплено после того, как застройщик, выигравший аукцион, не подписал договор о КРТ в течение отведённых законом 30 дней. В результате развитие территории затянулось на четыре месяца.
Координирующая инфраструктураОдним из факторов, влияющих на использование механизма КРТ, является синхронизация застройки и планов региона по развитию коммунального комплекса. По словам Татьяны Горх, зачастую необходимо проведение мероприятий по реконструкции подающих устройств, по переустройству сетей, территория обязательно должна быть обеспечена социальными объектами, улично-дорожной сетью. Без этого проект КРТ не получится.
«В нашем опыте есть такие примеры, когда регион, который заинтересован в реализации крупного проекта, специально включает в свои отраслевые программы те мероприятия, которые должны быть реализованы в границах комплексного развития. Речь идёт о программе «Дальневосточный квартал» — это аналог КРТ на Дальнем Востоке», — говорит эксперт .
По словам Ларисы Ведерниковой, в Пермском крае эта работа ведётся. В частности, перечень площадок, планируемых под КРТ, отправлен в министерство тарифного регулирования, для того чтобы синхронизировать с ним планы развития сетей.
В то же время решения региона не должны полностью определяться желаниями девелоперов, считает советник губернатора Пермского края по вопросам строительства Павел Черепанов. «Если город и край понимают, что соразмерность полученного в конце результата имеет смысл освоения площадки, то будем делать всё для того, чтобы она осваивалась. Но мы уже столкнулись с необдуманными решениями застройщиков. Пример: есть площадка, которая потребует вложений в инфраструктуру примерно 1,5 млрд руб. Есть ли смысл её развивать с точки зрения края и города? Здесь ключевым параметром должно быть то благо, которое создаётся застройщиком, развивающим конкретный район. Создавать излишнюю инфраструктуру в регионе финансово затратно, есть и другие социальные направления, которые требуют вложения средств. Давайте сначала анализировать, а что это повлечёт за собой, а потом уже принимать решение, двигаться или не двигаться в этом направлении», — заявил Черепанов.
Если говорить о социальной инфраструктуре, то эксперты форума отметили, что её создание несёт для самих девелоперов не только затраты, но и возможность увеличения выручки. По словам Юрия Перминова, наполнение территории событийными мероприятиями и активностями позволяет создать бренд и узнаваемость, а также вовлекает будущих жителей в развитие этих территорий и повышает темп продаж. Алексей Скрипкин, генеральный директор филиала «Девелопмент-Юг» в Перми, также привёл пример, когда в одном из комплексов компании школа стала фактором, привлекающим покупателей и увеличивающим выручку застройщика.
Полина ПутяковаПоследние новости
Выставка «Образование и карьера» пройдет в Москве
Уникальная возможность для студентов и выпускников найти свою карьеру.
Мониторинг ремонта в Краснокамске и Губахе
Депутаты и активисты «Единой России» проверили ход благоустройства и ремонта социальных объектов.
Переезд жителей из ветхого фонда в новые квартиры в округе
В округе продолжается программа по переселению граждан в новые жилые условия.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией