09.04.2024

Пошли другими путями

Пермские деловые объединения ищут новые направления для бизнес-миссий   freepik.

Пермские деловые объединения ищут новые направления для  бизнес-миссий

  freepik.com

В  связи с  практически полным прекращением деловых связей со  странами Европы пермские бизнес-объединения стали активно организовывать деловые поездки в  страны Азии и  Среднего Востока и  там  искать новых зарубежных партнёров для  местных предприятий. По  оценке самих пермских предпринимателей, налаживание новых контактов проходит успешно. Для  них  сегодня интереснее всего рынки Китая и  Индии. Эксперты отмечают, что  деловая культура там  сейчас уже  не  так  сильно отличается от  европейской, хотя кое-какие специфические особенности нужно учитывать.

С  Запада на  Восток

По  информации на  сайте Пермской торгово-промышленной палаты, в  этом году она  планирует организовать 14  бизнес-миссий. Из  них  восемь в  другие регионы РФ  и  шесть международных: по  одной в  Индию, Беларусь, Казахстан, Узбекистан и  две  бизнес-миссии в  Китай.

Также пять зарубежных бизнес-миссий на  этот год  запланировал Центр поддержки экспорта (ЦПЭ) Пермского края: в  Узбекистан, Беларусь и  три  новые страны  — Вьетнам, Саудовскую Аравию и  Индонезию (эта  бизнес-миссия уже  завершена).

Если посмотреть архивы бизнес-миссий, которые Пермская ТПП  проводила в  предыдущие годы, то  там, помимо этих направлений, были также европейские страны. В  частности, предприниматели из  Прикамья активно ездили с  деловыми визитами в  Германию, Венгрию, Сербию, Болгарию и  Нидерланды. Региональный Центр поддержки экспорта тоже прежде организовывал бизнес-миссии как  в  азиатские, так  и  в  европейские страны и  принимал участие в  различных выставках, проводимых в  Европе.

Вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Миронова поясняет, что  бизнес-миссии в  Европу сейчас проводить в  принципе невозможно из-за прекращения прямого авиасообщения с  расположенными там  странами и  больших трудностей в  проведении платежей. В  связи с  этим, по  её словам, произошла естественная переориентация на  Азию.

Руководитель краевого Центра поддержки экспорта Екатерина Филимонова не  исключает, что  у  части компаний региона могли остаться деловые контакты с  партнёрами из  западных стран и  у  их  старых контрагентов по-прежнему есть желание использовать продукцию пермских производителей.

«Но предприятия Прикамья уже  адаптировались, перестроились и  открыли для  себя новые рынки с  высоким спросом и  относительно низкой конкуренцией. За  последние два  года наш  центр помог с  проработкой новых проектов и  дорожных карт для  компаний края, мы  старались сделать всё возможное, чтобы не  только поддержать текущих экспортёров и  их  объём экспорта, но  и  увеличить его  путём открытия новых рынков. В  последние два  года для  многих востребована наша программа акселерации, где  компании с  индивидуальными наставниками точечно прорабатывают новые рынки и  строят поэтапный план действий. А  контакты с  дружественными странами сохранялись с  начала работы нашего центра и  только усилились в  последнее время»,  — рассказала Екатерина Филимонова .

По  оценке гендиректора пермского деревообрабатывающего завода «Красный Октябрь» Александра Суслопарова, бизнес Пермского края довольно безболезненно прошёл период перестройки внешнеэкономических процессов и  быстро нашёл новых партнёров за  рубежом взамен тех, кто  перестал сотрудничать с  российскими предприятиями.

«Урал географически расположен так, что  нам  удобно вести торговлю со  всеми  — с  европейскими и  азиатскими странами, с  государствами, расположенными в  Африке. Так  что, когда сотрудничество с  Европой стало невозможно, перед нами не  стояла задача выйти на  какие-то совсем новые рынки, нужно было лишь компенсировать прекратившиеся деловые связи и  наладить больше контактов в  других местах, где  мы  и  так  до  этого тоже присутствовали. Такой инструмент, как  бизнес-миссии, конечно, в  этом очень помогает. Наш  завод, в  частности, в  последние два  года поучаствовал в  бизнес-миссиях в  Египет, ОАЭ, Индию, Беларусь»,  — поделился гендиректор «Красного Октября» .

  freepik.com

Все  дороги ведут в  КНР

Основным направлением зарубежных деловых поездок сейчас стал, конечно, Китай, говорит Елена Миронова.

«Сегодня он  вызывает колоссальный интерес у  российских, в  том  числе пермских, предпринимателей. В  первую очередь они  едут туда в  поисках оборудования на  замену ушедшей с  нашего рынка европейской технике. Экспорт в  Китай тоже идёт, но  в  небольших объёмах. В  основном мы  поставляем туда продовольственную продукцию и  сырьё»,  — сообщает  она .

Заметно участились после введения западных санкций и  деловые поездки в  Казахстан. Вице-президент Пермской ТПП  поясняет, что  изначально он  был  важным звеном в  выстраи­вающейся цепочке параллельного импорта. В  общей сложности с  момента введения санкций российские предприниматели зарегистрировали на  территории Казахстана более 600  тыс. компаний для  организации поставок различных товаров в  Россию и  из  неё.

«Власти Казахстана эти  схемы быстро пресекли, чтобы не  попадать под  вторичные санкции. Но  с  самим Казахстаном у  нас  по-прежнему остаются дружеские связи и  идёт неплохой товарооборот»,  — говорит Елена Миронова .

Также, по  её словам, с  ограничением торговли со  странами ЕС  в  2022 году значительно выросло сотрудничество с  Республикой Беларусь.

«Бизнес-миссии в  Беларусь мы  организуем регулярно, и  не  только в  Минск, причём весьма результативно. Узбекистан и  Индия  — более сложные направления: переговоры с  бизнес-партнёрами из  этих стран иногда могут затягиваться, бывают случаи задержки платежей по  контрактам»,  — отмечает вице-президент Пермской  ТПП .

Если пермские предприятия сейчас ищут в  Азии в  основном оборудование, то  зарубежных партнёров оттуда, в  свою очередь, по  наблюдениям Екатерины Филимоновой, интересует продукция лесопромышленного комплекса, нефтегазовой и  пищевой отраслей.

«В восточных странах также широко востребована IT-продукция и  различные уникальные технологии, которые представлены на  пермском и  российском рынках»,  — говорит руководитель ЦПЭ  Пермского края .

  freepik.com

Уважая традиции

При  организации бизнес-миссий в  страны Азии, конечно, приходится учитывать специфику их  деловой культуры, которая ощутимо отличается от  деловой культуры европейцев.

«В Азии очень важны мелочи  — например, в  Китае визитку принято обязательно подавать двумя руками, а  не  одной. Вести переговоры и  заключать договоры лучше не  на  английском, а  на  русском и  китайском языках, так  как  возможны проблемы, особенно с  описанием оборудования и  др. Поэтому на  переговоры необходимо брать с  собой грамотного переводчика с  китайского, который хорошо разбирается в  документах,  — рассказывает Елена Миронова .  — Конечно, постепенно различия стираются. В  том  же  Китае на  деловых обедах теперь подают не  только блюда азиатской кухни, но  и  более привычную нам  еду. Если взять Азербайджан, он  в  целом очень сильно европеизировался, и  говорят, и  документы стараются оформлять на  английском языке. А  Казахстан всегда был  и  остаётся нам  очень близок в  плане ведения бизнеса».

Екатерина Филимонова отмечает, что  в  каждой стране есть свои деловые особенности и  традиции и  это  не  всегда зависит от  расположения страны на  мировой карте.

«При каждой подготовке бизнес-миссии в  страну мы  формируем актуальные данные об  особенностях ведения переговоров и  проводим мини-обучение для  компаний-участников. Мы  всегда уважаем культуру принимающей страны, потому что  иногда нетрадиционное для  нас  рукопожатие или  обмен визитками двумя руками может повлиять не  только на  первое впечатление, но  и  на  дальнейшую возможность заключения экспортных контрактов»,  — считает  она .

ЦПЭ  продолжает прорабатывать новые направления для  бизнес-миссий.

«Мы активно занимаемся расширением географии продаж для  пермских экспортёров и  открываем абсолютно новые для  компаний страны. Бизнес-миссия в  Индонезию показала, что  у  наших компаний масса перспектив на  этом рынке, и  работа по  их  укреплению продолжается. Также проводится дополнительная проработка стран БРИКС, которые также имеют высокий потенциал для  реализации различной продукции пермских предпринимателей»,  — сообщила Екатерина Филимонова .

Вице-президент Пермской ТПП  полагает, что  в  теории организовать бизнес-миссию можно куда угодно, даже в  самую экзотическую страну.

«Но бизнес-миссия  — это  не  развлекательная экскурсия. Важно, чтобы у  неё был  практический результат  — произошёл обмен полезными деловыми контактами, нашлись поставщики или, наоборот, покупатели товара, с  которыми наши компании не  просто пообщаются, а  заключат реальные сделки. Поэтому для  бизнес-миссий всё-таки чаще выбираются страны, которые уже  хорошо себя зарекомендовали с  этой точки зрения, а  все  потенциальные новые направления долго изучаются, прежде чем  туда отправится делегация»,  — объясняет Елена Миронова .

Александр Суслопаров отмечает, что  бизнес так  или  иначе больше всего интересуют крупные рынки  — Китай и  Индия.

«Что касается каких-то более «экстравагантных» направлений, скажем, Афганистана или  Сомали, то  сомневаюсь, что  есть много российских предприятий, которые сильно туда хотят,  — мало кто  желает работать со  странами, где  шаткая политическая ситуация и  не  до  конца решены вопросы безопасности. Хотелось бы, чтобы в  таких государствах как  можно скорее стало спокойнее, но  пока, если и  вести там  какую-то деловую активность, то  через посредников, которые могли бы  взять на  себя финансовые и  юридические риски. Поэтому думаю, что  сейчас наши предприниматели всё же  больше стремятся на  уже  знакомые рынки»,  — считает руководитель «Красного Октября» .

Екатерина Артёмова

Последние новости

Пермский край готовится к новому официальному визиту в Беларусь

Губернатор Прикамья обсудил с послом республики планы на будущее Фото:

В интернете создали петицию, обвиняющую чиновников в желании уничтожить музей Дягилева в Перми

Есть ли в ней правда, разбирается портал «В курсе.ру». В интернете появилась петиция за сохранение гимназии и дома-музея Сергея Дягилева.

Капитальное обновление

В Нытве завершён капремонт семи многоквартирных домов Фото: региональный Фонд капремонта В рамках краевой программы капитального ремонта в Нытве завершено обновление семи многоквартирных домов,

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *