Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция

Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция

Современные коммерческие IT-технологии продолжают эволюционировать со стремительной скоростью, требуя специализированных и своевременных технических решений, мощных серверов и ёмких хранилищ данных. Разработка таких систем является трудоемкой, рискованной и дорогостоящей процедурой для компаний, которые занимаются этим самостоятельно. Именно поэтому услуги аренды дата-центра являются в настоящее время широко распространенными, поскольку провайдеры берут на себя ответственность за хранение информации (среди прочих обязательств), и арендаторы получают возможность круглосуточного доступа к собственной ячейке.

Конечно же, услуга аренды дата-центра представляется удобной и выгодной для всех заинтересованных сторон, однако она несет в себе скрытые риски, особенно связанные с недостаточной надежностью хранения информации. Поэтому в этой статье мы рассмотрим обязательные критерии, которые следует учитывать при выборе дата-центра, чтобы минимизировать возможные угрозы, а также изучим современные тренды рынка IT-аутсорсинга.

Выбирая подходящий дата-центр для своей компании, важно обратить внимание на ряд критериев, которые позволят обеспечить бесперебойную автоматизированную работу бизнес-процессов и надежную защиту данных арендатора или владельца от посторонних пользователей. Дата-центры представляют собой специализированные высокотехнологичные площадки для размещения серверного и сетевого оборудования, созданные для быстрой и эффективной обработки больших объемов информации.

Перед выбором дата-центра необходимо определиться с задачами, которые должен решать центр, его пропускной способностью и уровнем надежности, а также наличием виртуальных или физических серверов, комплексом оборудования для работы, суммой расходов на использование ЦОД и необходимостью либо создания собственного ЦОД, либо использования услуг коммерческого дата-центра.

При выборе дата-центра стоит обратить внимание на такие показатели, как пропускная способность и развитая телекоммуникационная сеть, бесперебойность работы и уровень надежности, расположение, размер, профессионализм и опыт технического персонала, а также опыт внедрения комплексных IT-решений.

Стоит отметить, что аренда виртуальных серверов, дискового пространства для резервного копирования и приложений, совместно с вычислительной мощностью, программами и объемами памяти, позволяют пользователям услуг ЦОД работать из любой точки мира. Однако, чтобы использование дата-центра было максимально эффективным, необходимо правильно выбрать подходящий центр, учитывая все указанные критерии.

Анализ рынка услуг коммерческих дата-центров Как указывают исследования, точной информации о количестве дата-центров в мире не существует. Однако наиболее популярные локации можно определить с помощью онлайн-ресурса datacentermap.com. Лидером в этом списке являются США, где действует более 1762 ЦОД, хотя на самом деле их количество значительно превышает данную цифру. Другие крупные офисы расположены в Европе, в Германии, Великобритании, Франции и Нидерландах. Что касается степени развития услуг коммерческих дата-центров, США опережают остальные государства. По данным статистики, 37% клиентов ЦОД – это компании из сферы информационных технологий, а 23,9% – финансовый сектор. Также в списке частых пользователей услуг фигурируют строительные компании и правительственные организации. Согласно данным IDC, совокупная площадь ЦОД в мире в 2013 году составляла 150 миллионов квадратных метров, а к 2018 году она увеличится до 180 миллионов квадратных метров. Эксперты прогнозируют переход от небольших частных площадок к мегацентрам нейтральных сервис-провайдеров с десятками тысяч стоек. В России спрос на дата-центры пока заметно уступает европейской действительности, но российский рынок демонстрирует заметный прогресс, несмотря на экономические кризисы и санкции. В 2014 году на отечественном рынке функционировало около 180 крупных и средних ЦОД и около 28 000 мелких. Среди крупнейших дата-центров в России можно выделить DataLine, ММТС-9, Linxtelecom, SafeData и «Селектел». Хотя кризисный период временами сопровождался избытком предложений и остановкой новых мощностей, начиная с 2017 года российскому рынку вновь предрекают рост. Тем временем, европейские ЦОД не теряют своего веса, благодаря высокой скорости обмена информацией и прогрессивному законодательству, направленному на обеспечение лояльности к потребителям. Эксперты iKS-Consulting отмечают, что растущая конкуренция в отрасли телекоммуникаций будет подталкивать компании к выбору больших коммерческих дата-центров. Тем не менее, российским поставщикам услуг едва ли удастся в ближайшее время обойти западных коллег.

Для того чтобы выбрать подходящий дата-центр для размещения или аренды сервера, необходимо проанализировать рынок предложений и учесть ряд критериев. Рекомендуется выбрать 3-4 компании и произвести детальное сравнение по двум ключевым пунктам – техническим и сервисным возможностям, а также стоимости услуг.

Первоначально, для определения технической и сервисной пригодности ЦОД, можно использовать таблицу, содержащую следующие пункты:

  1. Категория надежности TIER и uptime. Показатель uptime характеризует время безотказной работы дата-центра, и для достойных провайдеров не должен быть ниже 99,95%.
  2. Перечень услуг и предоставляемые возможности.
  3. Регулярный мониторинг, обслуживание, и доступ к оборудованию 24/7.
  4. Наличие каналов высокоскоростного доступа в Интернет и системы резервирования.
  5. Наличие нескольких площадок от одного провайдера для диверсификации рисков хранения данных.
  6. Возможность интеграции основных услуг с другими услугами по IP-технологии.
  7. Защита приложений и информации.
  8. Соответствие помещения: планировка, кондиционирование, системы климат-контроля, пожаротушения и охрана, видеонаблюдение, системы электронной безопасности.
  9. Готовность принять нестандартное оборудование.
  10. Профессионализм сотрудников.

Сотрудники ЦОД должны обладать соответствующими сертификатами по тематике работы в дата-центре.

После простановки отметок «+/-» или добавления записей в нужные пункты таблицы, можно сформировать общую картину, которая учитывает особенности каждой компании.

Кроме того, необходимо учесть стоимость услуг дата-центров, так как ценообразование в этой сфере не нормировано. При выборе ЦОД можно сравнить две основные сферы деятельности: Colocation – размещение оборудования и серверов клиентов в ЦОД, и Dedicated server – аренда выделенного сервера клиенту.

Стоимость услуг дата-центров зависит от таких факторов как занимаемое сервером место, количество подключений к оптоволоконной сети, необходимость аренды канала связи в Интернете, наличие выделенного канала до офиса клиента, техническая поддержка, объемы потребляемой энергии и многих других.

Общая стоимость аренды 1 юнита и порта доступа на скорости 100 Мбит/с составляет от 2 до 4 тыс. рублей. Аренда целой стойки ЦОД варьируется от 30 до 50 тыс. рублей.

Анализ рынка показывает, что цены на услуги дата-центров пока что держатся на низком уровне, несмотря на прирост валютного курса, из-за высокой конкуренции и большого количества предложений. Таким образом, на сегодняшний день, рынок ЦОД остается рынком покупателя.

SLA, или договор об уровне обслуживания, является неотъемлемой частью договора аренды.

То, что делает этот договор особенным, это то, что продавец должен предоставить услугу определенного качества. До подписания договора клиент должен ознакомиться с основными условиями, включая: предмет договора, стоимость аренды, сроки, время отклика технической поддержки, доступность (up-time), контактные данные сторон, дату и место подписания, а также порядок и сроки оплаты арендной платы.

В дополнение к общим положениям, договор должен содержать прописанные четко основные моменты:

  • Качество услуг, например доступность сервисов в течение года. Перед подписанием договора нужно заранее уточнить, имеет ли провайдер право остановить работу дата-центра для проведения плановых работ. При выборе дата-центра с высоким значением tier (от III и выше), у провайдера такого права нет.
  • Регламент предоставления технической и информационной поддержки, включая доступные способы связи, время ожидания ответа и график работы службы поддержки.
  • Время отклика на неисправность.
  • Порядок проведения технических работ.
  • Ответственность провайдера за ненадлежащее предоставление услуг и порядок возмещения убытков.

Аутсорсинг имеет явное преимущество. Использование сторонних ресурсов помогает оптимизировать затраты на работу IT-службы, быстро развернуть требуемую мощность платформы, обеспечить высокий уровень сохранности информации и получить высококвалифицированную техническую поддержку круглосуточно. При этом клиенту нужно правильно выбрать дата-центр, ориентируясь на приведенные критерии и обязательные условия.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *