Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения
В Российской Федерации действуют Правила противопожарного режима (ППР), которые устанавливают порядок организации производства и содержания объектов защиты, а также нормы поведения людей для обеспечения пожарной безопасности. Они являются обязательными для выполнения всеми без исключения государственными организациями и частными компаниями. При этом за соблюдением ППР ответственны руководители и собственники объектов защиты.
Законодательно установлены штрафы за нарушение Правил противопожарного режима, которые могут составлять до 200 000 рублей для юридических лиц. Для граждан предусмотрен штраф в размере от 2000 до 5000 рублей, для должностных лиц - от 6000 до 15 000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 рублей.
Важно отметить, что если ППР были нарушены в условиях особого противопожарного режима, то размер штрафа увеличивается практически вдвое. Например, юридические лица при этом должны будут заплатить от 200 000 до 400 000 рублей. Нарушение Правил противопожарного режима может привести к серьезным последствиям, поэтому их соблюдение является важным мероприятием для обеспечения безопасности объектов.
Изменения в ППР в 2023 году
В марте 2019 года правительство РФ утвердило постановление о внесении новых изменений в Правила противопожарного режима (ППР). Напомним, что изменения в ППР вносятся регулярно, к примеру, последние изменения, датируемые декабрем 2017 года, касались ответственности за возгорание сухой растительности в лесных зонах и на земельных участках в сельской местности.
Осенью 2019 года произошли новые изменения в требованиях пожарной безопасности, коснувшиеся граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Постановление Правительства РФ №1216 от 20 сентября 2019 года «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» запрещает использование открытого огня на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц. Также были уточнены запреты на курение. Курить на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках теперь можно только в специально отведенных местах (курилках).
Последние изменения в ППР устанавливают обязанность руководителей культурно-просветительных и зрелищных учреждений информировать зрителей о правилах пожарной безопасности. Рекомендуется сообщать гражданам о порядке действий зрителей при возникновении пожара, направлениях эвакуационных путей и выходов, а также о расположении огнетушителей перед началом сеансов в кинозалах, используя либо речевые сообщения, либо видеосюжеты.
Основной акцент Постановления от 20 сентября 2019 года сделан на уточнении требований к торговым объектам и объектам с ночным пребыванием людей. Главным нововведением является необходимость осуществления загрузки и выгрузки товаров и тары в рабочее время по путям, не связанным с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей. Также для объектов с ночным пребыванием людей устанавливается обязательное организование круглосуточных дежурств обслуживающего персонала.
Кроме того, Постановлением №1216 были скорректированы требования к пожарной безопасности медицинских учреждений. Ранее, палаты для детей и тяжелобольных должны были находиться исключительно на первом этаже здания, но после вступления в силу нового Постановления, их размещение предусмотрено преимущественно на первом этаже. Также теперь размещение мастерских, складов и кладовых в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений разрешена, что ранее было запрещено.
В 2021 году, изменения в ППР направлены на снижение угрозы возгораний на железнодорожном подвижном составе. Проведение проверочных и профилактических мероприятий будет уделяться особое внимание обеспечению первичными средствами пожаротушения, то есть возможности использования огнетушителей. Таким образом, новые правила направлены на обеспечение безопасности и удобства пребывания людей на торговых объектах, объектах с ночным пребыванием, а также в медицинских учреждениях, а также на уменьшении угрозы пожаров на железнодорожном транспорте.
В соответствии с изменениями 2021 года, ППР, которые на данный момент действуют в России, возлагают на руководителей организаций и собственников объектов ответственность за самостоятельное определение зон возможного возгорания и обеспечение достаточного количества огнетушителей соответствующего типа.
Например, при проведении общего анализа противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава, количество и тип огнетушителей определяется на основе наименования объекта защиты (таких как электровоз, тепловоз, вагон и другие), его размеров (например, поезд или секция) и класса возможного пожара, а также огнетушащей способности самого устройства. Количество и тип огнетушителей выбираются в соответствии с нормативами, указанными в Приложении 2.1 ППР, учитывая упомянутые критерии.
При обеспечении безопасности технологического оборудования, выбор типа и количества огнетушителей проводится с учетом технической документации (ТУ или паспортов), содержащей информацию о правилах противопожарного режима при эксплуатации указанных средств тушения. Также необходимо учитывать температуру воздуха на объекте.
В случае возможной угрозы возникновения различных типов пожаров в железнодорожном подвижном составе, рекомендуется использовать универсальные огнетушители, применяемые в различных областях.
Согласно нововведениям, внесенным в раздел XI (пункт 288.1), теперь все локомотивы и пассажирские вагоны обязаны иметь, помимо огнетушителей, также средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения для каждого члена бригады. Количество средств защиты должно соответствовать количеству работников на бригаде.
Действующие в России правила противопожарной безопасности предписывают организациям и собственникам объектов самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечивать достаточное количество огнетушителей необходимого типа.
В ходе общего анализа объекта на предмет противопожарной безопасности количество и тип огнетушителей зависят от площади помещения, характеристик горючих веществ и наличия открытых зон. Кроме того, при определении количества и типа огнетушителей учитываются три критерия: огнетушащая способность устройства, категория помещения по классу опасности и класс возможного возгорания.
Рекомендации по выбору огнетушителей
Для выбора типа огнетушителя (ручной или передвижной) необходимо провести анализ размера возможного пожара. Если существует возможность крупных возгораний, то в соответствии с правилами противопожарного режима в России необходимо использовать передвижные средства пожаротушения. Дополнительно, в небольших помещениях до 50 м 3 применяются самосрабатывающие порошковые огнетушители.
При защите технологического оборудования использование огнетушителей осуществляется на основе технической документации - ТУ или паспортов. В них содержатся данные о том, какие правила противопожарного режима запрещены при эксплуатации оборудования. При выборе огнетушителей также важно учитывать температуру воздуха на объекте. В случае угрозы возгораний разного типа рекомендуется отдавать предпочтение универсальным средствам.
Одно из главных правил пожарной безопасности – правильный выбор огнетушителей в зависимости от класса пожара и категории опасности объекта. Для этого необходимо ориентироваться на Приложения 1 и 2 ППР, где прописаны необходимые нормы. Количество и тип огнетушителей будет зависеть от этих норм, поэтому так важно ознакомиться с ними. Не забывайте обеспечить свой объект необходимым количеством огнетушителей для предотвращения пожаров и минимизации рисков взрывов.
Как правильно обеспечить противопожарную безопасность на объекте
Правила противопожарного режима, наряду с общими нормами обеспечения безопасности путем использования первичных средств, содержат специальные требования для конкретных объектов. Например, здания общественно-делового назначения обязаны быть оснащены двумя огнетушителями на каждом этаже, а норма определения количества огнетушителей для нескольких помещений одного типа, находящихся рядом, рассчитывается путем суммирования площадей всех помещений. В случае объектов категории Д с площадью до 100 м2, установка огнетушителей не требуется, но если присутствует автоматическая система пожаротушения, количество огнетушителей понижается на половину от общей нормы. Для мест хранения вычислительной техники, архивов и музеев используются углекислотные или хладоновые огнетушители.
На еще один важный аспект противопожарной безопасности обратим внимание - требования к огнетушителям, которые устанавливаются в действующих правилах. К примеру, Правительство РФ определяет нормы удаленности огнетушителя от потенциального места возгорания, которые колеблются в диапазоне от 20 до 70 м, в зависимости от категории и типа объекта. Кроме этого, высота расположения огнетушителя не должна превышать 1,5 м.
Ответственность за надлежащее следование правилам противопожарной безопасности лежит на руководителях организаций. Именно они должны обеспечивать оснащение помещений огнетушителями, контроль за их исправностью, соблюдение правил хранения и проведение проверок и осмотров средств первичной защиты. Также руководители обязаны своевременно перезаряжать огнетушители и обеспечивать железнодорожный подвижной состав необходимым количеством огнетушителей, согласно приведенным нормам.
Приобретая огнетушители, следует учитывать, что требования к ним остаются неизменными. Основным критерием является наличие у огнетушителя паспорта от изготовителя с порядковым номером, а также наличие пломбы, устанавливаемой на запускающее или запорно-пусковое устройство при производстве или заправке огнетушителя. Важно также иметь в виду, что при срыве пломбы или ее повреждении огнетушитель следует отправить на перезарядку. Несоблюдение правил противопожарной защиты может привести к составлению административного протокола на руководителя.
Конечной целью ужесточения требований, связанных с обеспечением противопожарной безопасности, является снятие ответственности с государственных структур по многим вопросам. На собственников и арендаторов возлагается личная обязанность защищать собственное имущество, при этом государство осуществляет контроль за соблюдением правил. Необходимо отметить, что повышение требований к противопожарной безопасности не стоит рассматривать как давление на собственников, а является вопросом жизненной важности. Ведь несоблюдение первичных мер противопожарной защиты может привести к необратимым последствиям.
Фото: freepik.com