Облачные технологии в оптимизации бизнес-процессов компании
Как сообщает компания IDC, в России происходит резкий рост использования облачных технологий, который превышает мировой уровень развития в данной сфере. По прогнозам экспертов, этот рынок будет увеличиваться более чем на 50% ежегодно, и к 2016 году его объем составит 19 миллиардов рублей. Интерес к облачным технологиям проявляют как малые и средние предприятия, так и крупные компании.
Какие преимущества предоставляет переход бизнеса в «облака», и в каких областях его использование является особенно актуальным? Давайте рассмотрим более подробно возможности, которые скрываются в «облаке».
Что такое облачные технологии и как они используются в бизнесе
Облачные технологии – это виртуальная среда, которая включает в себя аппаратные средства, программное обеспечение, каналы связи и службу технической поддержки. Она предоставляет удобное и безопасное хранение и обработку информации, а также легкий доступ к ней из любой точки мира.
Пользователям облачные технологии уже давно знакомы через крупные почтовые сервисы, такие как Gmail, Mail.ru и Mail.yandex.ru. Эти сервисы позволяют настроить свое облако соответственно потребностям, и при этом они доступны для пользователей любого масштаба.
Для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса облачные технологии предоставляют сервисы бухгалтерии, почты, обмена информацией, восстановления и архивации файлов. Для среднего и крупного бизнеса важны виртуальные серверы, услуги связи и набор сложных сервисов. Кроме того, стартапы в сфере IT используют облачные технологии для обслуживания большого количества клиентов без инвестиций в дорогостоящее вычислительное оборудование.
Одним из основных преимуществ облачных технологий является высокий уровень безопасности данных. 30,7% граждан, использующих государственные и муниципальные услуги, уже пользуются электронным видом получения информации и данные Росстата показывают рост этой тенденции. Крупный проект Электронного Правительства уже начал использовать облачную инфраструктуру для своих нужд.
Наиболее используемые «облачные» отрасли в России – IT и финансовые компании (25%), ритейл (21%) и телеком (13%). Облачные технологии помогают этим компаниям оперативно решать бизнес-задачи, сокращать затраты и повышать эффективность работы всех подразделений.
Облачные технологии, несомненно, стали одним из самых востребованных решений для бизнеса сегодня. Делая выбор в пользу этого решения, компании могут получить целый ряд преимуществ:
- Снижение затрат на покупку серверов, оборудования, программного обеспечения и потребления энергии. Сотрудники IT уже не нужны, поскольку обслуживание и поддержка сервисов облачной инфраструктуры осуществляется со стороны провайдера. Для компаний, использующих облачные решения, затраты на обработку информации могут сократиться на 70%.
- Возможность доступа к данным и приложениям с любого устройства, имеющего доступ в Интернет, что дает большую свободу и гибкость в работе с информацией. К тому же, для этого не требуется специальных знаний в области IT.
- Централизованное хранение данных, более удобно, чем хранение данных на разных компьютерах и в разных филиалах.
- Возможность масштабирования сервиса в зависимости от потребностей компании, а также возможность управления контентом через личный кабинет на сайте оператора.
- Облачные сервисы обеспечиваются техподдержкой круглосуточно и проектируются с повышенной безопасностью и отказоустойчивостью.
Безопасность облачных технологий может быть подтверждена сертификацией Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России. Сертифицированные продукты должны соответствовать следующим нормативам: требованиям к системам обнаружения вторжений (ФСТЭК России, 2011); требованиям к средствам антивирусной защиты (ФСТЭК России, 2012); средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации (Гостехкомиссия России, 1997).
Также следует учитывать сертификацию центров обработки данных по TIER, международный сертификат, который присваивает дата-центрам классы надежности от I до IV. Для большинства компаний оптимальным вариантом будет дата-центр III класса, который обеспечивает баланс цены и бесперебойности.
Работа принципа
Облачная IT-инфраструктура для бизнеса находится в дата-центрах, расположенных за границей для повышения безопасности. Управляющий персонал центров обработки данных тщательно подбирается, подобно банковским структурам. Информация клиента хранится на надежных носителях, защищенных от несанкционированного доступа. Ошибки пользователей не приводят к потере данных благодаря системе резервного копирования. Уровень защиты персональных данных в облачных сервисах уникален.
Время запуска облачных сервисов может составлять от нескольких часов до нескольких дней. Для этого необходимо подать заявку на сайте компании-провайдера и внести предоплату. После этого клиент получает доступ к сервисам классов IaaS (Infrastructure-as-a-Service), SaaS (Software-as-a-Service) и PaaS (Platform-as-a-Service).
Сейчас в нашем мире, на пике своей популярности находятся модели облачных технологий. Ниже перечислены самые востребованные и востребованные опции, которые используют бизнесы:
- Аренда виртуального сервера (облачный ЦОД): Данный тип услуги предлагает заказчику портал самообслуживания, что позволяет контролировать все размещенные в «облаке» сервисы независимо от провайдера услуг. Облачный ЦОД обеспечивает доступ к серверам, дискам и сетям через Интернет или выделенные каналы связи.
- Виртуальный офис: Этот тип доступен по средствам воспроизведения внутренней сети компании в облаке. Включая сетевые диски, общие папки и программы-планировщики. Организация виртуального офиса позволяет заменить стационарные рабочие станции, где только есть доступ к Интернет.
- Резервное копирование: Эта опция гибко настраивается под объем данных и позволяет сократить временные и финансовые издержки. Резервное копирование предусмотрено для частного виртуального дата-центра, где данные сохраняются вчрезвычайных случаях.
- Катастрофоустойчивость (DRaaS): Этот сервис объединяет несколько облачных площадок с выходом на нескольких операторов связи, обеспечивая безопасность данных путем перекрестного резервного копирования в автоматизированном или ручном режиме.
- Гибридное «облако»: Возможность подключить частное «облако» к публичной облачной структуре провайдера, чтобы разгрузить собственные мощности в период высокой деловой активности – например, при сдаче отчетов. Все некритичные на данный момент процессы могут быть перенесены в «облако» провайдера, а потом возвращены обратно.
- Аренда приложений: При данной услуге заказчику гарантируется круглосуточная техподдержка и безопасность данных, необходимых для использования программного обеспечения через Интернет в ежемесячном режиме.
- Виртуальный контакт-центр: Организованный по облачной технологии, данный контакт-центр традиционно требует специального помещения, оборудования рабочих мест и оплаты труда офисных сотрудников. Виртуальный контакт-центр позволяет высвободить значительное количество ресурсов и развернуть работу за два дня с момента подачи заявки провайдеру.
- Частное «облако»: Это виртуальная инфраструктура, созданная для нескольких подразделений одной организации, ее клиентов и подрядчиков. Частное «облако» может являться шлюзом к общедоступному «облаку», одновременно обеспечивая использование постоянно растущего набора услуг и сохраняя важные для конкретного бизнеса информационные системы «внутри».
Что нам обещает будущее? Ставить на облачные технологии, не понимая, какие перспективы они могут предоставить, будет глупо. Что же ожидает нас, согласно аналитикам?
Одним из самых быстро развивающихся рынков в сфере IT является рынок облачных технологий. В ближайшем будущем стоимость подобных услуг, безусловно, будет снижаться, а техническое и программное обеспечение будет совершенствоваться. Облачные технологии уже показали свою безопасность и эффективность, и сейчас работают над разработкой юридических аспектов использования облачных систем, также создается множество новых экономических моделей использования IT-услуг.
В мировой практике бизнес все чаще начинает переходить на облачные технологии. Согласно компании Symantec, этот вопрос находится на повестке дня в 90% компаний. Многие российские организации предпочитают держать свои ценные ресурсы под пристальным контролем, но практика показывает, что инфраструктура в облаке становится более стабильной и безопасной по сравнению с инфраструктурами заказчиков. Причина кроется в более высоких затратах и необходимости определенных знаний, чтобы создать достаточно надежные дата-центры. Не каждая крупная компания может похвастаться такими возможностями.
Фото: freepik.com